Понятие менеджмента в социальной работе
Менеджмент в социальной работе представляет собой новую форму управления социальной сферой и отношениями в ней, между тем, уже достаточно укрепившуюся в теории и практике социальной работы, несмотря на его многоплановость, ввиду использования этого понятия также в социальной, политической, экономической и иным сферам жизнедеятельности.
Прежде всего, применительно к социальной работе, нами будет рассмотрено понятие социально-экономического менеджмента.
Менеджмент представляет собой особый элемент управления. Рассмотрим его специфику.
Управление в целом – это внутреннее свойство организованной системы, которое способствует сохранению целостности структуры, осуществляет поддержку деятельности системы и реализацию целей и задач этой системы.
Социально-экономический менеджмент предусматривает его рассмотрение в рамках социального управления. Управление в социальной сфере отличается спецификой своего субъекта и объекта, которым является человек.
Социальное управление заключается в осознанном оказании влияния на социальные группы с целью организации, согласовании, координирования, стимулирования и осуществления контроля за их деятельностью для наиболее эффективного решения социально-экономических задач в различных сферах общественной жизни.
Социально-экономический менеджмент является частью управления, но сам он предусматривает только управление хозяйственными системами.
Методы менеджмента в социальной работе
Методы менеджмента, используемые в социальной работе, подразделяют на 4 группы:
- организационно-распорядительные методы, которые заключаются в применении систематизированных организационных отношений руководителя и подчиненных.
- экономические методы заключаются в оказании влияния на экономические потребности и интересы субъекта менеджмента посредством комплекса экономических инструментов, включая заработную плату, налоги, цены и т.д.
- социально-психологические методы заключаются в комплексном влиянии на процессы создания и совершенствования коллектива, а также на социальные процессы, формирующиеся внутри коллектива. Посредством применения социально-психологических методов менеджмента формируются группы и коллективы, выявляются мотивы деятельности, после чего коллектив мотивируется, гуманизируется труд и т.д.
- идеологические методы представляют собой способы оказания влияния на сознание и мировоззрение людей, а также на их чувства.
Выбор методов менеджмента не ограничен и позволяет сочетать несколько групп методов при решении комплексных задач в социальной работе. Выбор методов осуществляется с учетом параметров конкретной ситуации, например, внутренней и внешней среды учреждения, целей и задач социальной службы, особенностей коллектива.
Виды менеджмента в социальной работе
Виды менеджмента в социальной работе определяются по подходу к его пониманию.
Традиционный вид заключается в понимании менеджмента как системы, обладающей статичным объектом и использующей статичные технологии. Традиционный менеджмент применяет такие методы работы, которые возможно описать окончательным числом предписаний и которые отвечают параметрам независимо от изменения цели вследствие трансформации обстоятельств.
Командный вид представляет собой применение методов, основанных на идеологическом и субъективном представлении о повышении эффективности системы. Командный вид исходит от руководителя и является выражением его воли.
Рыночный вид заключается в противостоянии двух параметров, таких как цель и результат, факторов и условий, спроса и предложения и т.д.
Научный вид предполагает поиск общих закономерностей менеджмента
Социально-поведенческий вид представляет собой изучение реакций поведения субъектов управления в социальной сфере в ответ на управленческие действия. Данный вид менеджмента ориентируется на эффективное взаимодействие между субъектами социального управления и оказывает влияние посредством координирования мотивации и рационализации действий.
Ситуативный вид менеджмента заключается в подборе эффективных решений с учетом факторов конкретной ситуации. Данный вид менеджмента носит упреждающий характер и направлен на прогнозирование возможных путей развития социальных процессов и принятие управленческих решений с учетом результатов прогнозирования.
Таким образом, менеджмент в социальной работе является сложной системой управления комплексными социальными процессами, которая обладает своими уровнями, методами, ценностями и подходами и т.д.
Цели и направления менеджмента в социальной работе
Менеджмент как вид социального управления представляет собой систему воздействия на предмет и объект, весь процесс в целом с целью его изменения по заданным параметрам.
Менеджмент в социальной работе необходим для эффективной деятельности социальных служб.
Сущность менеджмента в социальной организации заключается в осуществлении следующих его целей и задач:
- повышение уровня самостоятельного решения проблем клиента посредством передачи клиенту части своих полномочий
- формирование среды для оптимального проявления возможностей клиента с целью получения того, что положено клиенту
- осуществление адаптации клиента или его реадаптации в социуме
- формирование условий, позволяющих клиенту, находящемуся в трудной жизненной ситуации, сохранить чувство собственного уважения и значимости
В соответствии с поставленными целями, можно выделить следующие ключевые направления менеджмента в социальной работе:
- способствование совершенствованию клиента как самостоятельной личности, принимающей ответственные решения и имеющей возможности решения своих проблем, оказание помощи в развитии творческого и личностного потенциала
- юридическая защита клиента
- проведение профилактических мероприятий по выявлению девиаций в развитии человека
Таким образом, менеджмент в социальной работе ориентирован на эффективное регулирование социального статуса всех участников общественной жизни и на обеспечение их достойного, цивилизованного функционирования.