Справочник от Автор24
Все самое важное в приложении

Социальная активность молодежи

Определение 1

Социальная активность – это совокупность форм деятельности, ориентированной на решение задач, стоящих перед социальной группой, классом, обществом в данный исторический период.

Социальная активность личности

Социальная активность – это понятие, отображающее характер функционирования индивидов и социальных групп в обществе. Она связана с познанием, определением цели, преобразованием действительности, с превращением интереса в действие. Социальная активность обусловлена деятельной природой человека и направлена на ликвидацию несоответствия между условиями бытия и потребностями субъекта.

Социальная активность является важнейшим условием развития производства, научно-технического прогресса, улучшения общественных отношений, совершенствования самого человека. Рост социальной активности обусловливает развитие и поощрение лучших качеств и черт человека. При этом социальная активность индивида связана с его внутренней мотивацией, потребностями, устремлениями, интересами.

Новый сервис Kampus!
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас

Исследователи рассматривают социальную активность с двух точек зрения:

  • в контексте социальной нестабильности и протестных настроений;
  • в контексте поиска новых форм общественного устройства.

Во все времена молодежь выступала как социальная группа, чью излишнюю активность следует купировать и брать под особый контроль. В то же время, молодежь обеспечивает трансформацию общественных отношений, выступает в качестве носителя социальных инноваций. В связи с этим в период кризиса повышение социальной активности молодежи оказывается одним из важнейших условий поиска новых форм общественного устройства.

Социальная активность индивида предполагает критическое, а не конформистское отношение к действительности, что означает постоянную потребность в самостоятельном осмыслении происходящего в стране и в мире, в стремлении сделать жизнь лучше.

Теория практического рефрейминга К. Клеман

Теория практического рефрейминга была предложена К. Клеман в работе «От обывателей к активистам: зарождающиеся социальные движения в современной России». Эта теория была разработана на основе фрейм-анализа И. Гофмана. Согласно теории К. Клеман, в большинстве своем люди действуют в рамках обывательского фрейма, отвергая активистские методы защиты интересов.

Полезно для написания работы по теме «Социальная активность молодежи» 👇
Готовые работы
Курсовые, дипломные, другие работы, написанные учащимися.
Подробнее
Консультация эксперта
80% учащихся, обратившихся за помощью, улучшили успеваемость.
Подробнее
Помощь в написании работы
Трудности с написанием? Мы поможем! Подберем список литературы, разберем ошибки.
Подробнее

Следует учитывать, что и «обыватели» бывают разные, и единое определение им давать нельзя. Так, Клеман считает, что среди обывателей особенно выделяются две крайности:

  • пассивные обыватели, живущие привычной жизнью, подчиняющиеся обстоятельствам;
  • «приватные акторы» - более активные личности, которые пытаются расширить границы собственных возможностей, при этом не выступая категорически против правил, действуя в рамках дозволенного.

Если обыватели составляют в обществе большинство, то активисты оказываются в меньшинстве. Но общественные условия нередко способствуют тому, что обыватели меняют привычную позицию.

Замечание 1

Такой переход от «обывателя» к «активисту» К. Клеман называет фрейм-трансформацией, рефреймингом.

На первом этапе трансформации некоторые обыватели в определенных условиях начинают иначе воспринимать действительность. стимулом может стать значимое событие, способное произвести сильное впечатление.

Процесс трансформации зависит от того, в какой степени человек взаимодействует с другими активистами и как долго он занимается активистской деятельностью. Чем теснее и дольше вовлеченность в сеть активистов, тем сложнее человеку вновь вернуться к обывательской жизни. Наступает следующий этап трансформации – «рутинизация» нового типа поведения. Укрепляется фрейм активного социального поведения.

Механизмы формирования социальной активности молодежи

Один из ключевых механизмов формирования социальной активности молодого поколения – акции. Молодежь хочет решать общественные проблемы интересно, по-новому. Поэтому важно заинтересовать и направить молодого человека к полезной деятельности. Можно выделить несколько направлений акций в молодежной среде:

  • спортивные;
  • политические;
  • благотворительные;
  • добровольческие;
  • экологические.

В ходе акций используется следующий механизм формирования социальной активности: привлечение к решению конкретной проблемы, актуальной для молодого гражданина и для общества, убеждение в том, что каждый должен помогать стране, стремление вызвать личный интерес человека, поручение задания, которое бы молодой человек хотел выполнить – это может быть управление, контроль, ораторские выступления и т.д. Обязательным условием является контроль.

Для молодежи является привлекательной возможность участия в деятельности различных групп. Таким образом они получают возможность влиять на окружающий мир, выразить свою точку зрения, свою индивидуальность. Обязательная составляющая активного поведения – целеполагание. Ясная и четко определенная цель – мощный стимул к действию, сфера активности при этом значения не имеет. В связи с этим говорить о пассивности современной молодежи будет неправильным. Скорее, необходимо искать новые формы молодежной культуры.

В основе технологий повышения социальной активности молодежи лежит создание особой креативной среды, пространства для проявления молодежных инициатив. Наличие собственного пространства оказывается фактором социальной активности. Молодой человек получает возможность вступить создателем, творцом. Среда, созданная своими силами, воспринимается молодежью как «своя».

Еще один важнейший элемент системы повышения социальной активности молодежи – вовлечение в целенаправленную социально-полезную деятельность. Молодые люди в ходе этой деятельности будут видеть позитивный результат собственных действий. Рассмотрение молодых людей как потенциальных участников стержневой группы обусловливает эффективность процесса воспитания социальной активной молодежи. Прежде всего, это достигается вовлечением молодежи в деятельность инициаторов, а также присоединением к уже осуществляемой еятельности

Не нашел нужную статью?
Воспользуйся новым поиском!
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дата последнего обновления статьи: 23.11.2022
Трудности с учебой
Трудности с написанием работы?

Эксперты на Автор24 помогут сделать любую учебную работу!

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд

Попробовать
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot