Антинаркотическая профилактика – это целостная система мер, реализуемых в рамках государственной программы, имеющая свое содержание, этапность, динамику развития, определенный конечный результат.
Сущность Концепции комплексной активной профилактики и реабилитации
Понимание антинаркотической профилактики как целостной системы деятельности позволяет в общегосударственной системе профилактики употребления и оборота наркотиков выделить подсистему антинаркотической профилактики в образовательной среде. Опыт, как отечественный, так и зарубежный, свидетельствует о том, что наиболее предпочтительными в области профилактики являются программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни, ориентированные на применение социально-психологического тренинга.
Основой всех профилактических мероприятий является образовательное (информационно-когнитивное) направление.
Концепция комплексной активной профилактики и реабилитации (КАПР) предлагает объединить образовательные, социальные и медицинские меры в единый комплекс, обеспечивающий достижение общей цели – профилактики наркомании. Этот подход позволяет использовать имеющиеся ресурсы образовательных учреждений, использовать достижения современных психологических, образовательных, медико-социальных технологий в области профилактики наркомании. КАПР дает возможность решать задачи не только первичной профилактики, но и вторичной, третичной. КАПР позволяет вовремя, на ранних этапах обеспечить выявление наркозависимых, перейти к их лечению и реабилитации, в дальнейшем проводить профилактику рецидивов заболевания. Этот подход обеспечивает решение вопроса контроля над группа подростков, которые прошли первичное лечение и вернулись в образовательное учреждение.
Принципы КАПР
Основными принципами концепции КАПР являются:
- комплексность;
- дифференцированность;
- аксиологичность;
- многоаспектность;
- последовательность;
- легитимность.
Принцип комплексности предполагает согласованное взаимодействие на всех уровнях: на межведомственном – учреждений и органов, отвечающих за разные аспекты профилактики наркомании (учреждения здравоохранения, образования, правоохранительные органы, учреждения социальной защиты населения и т. д.); на профессиональном – специалистов различных профессий, в обязанности которых входят разные аспекты профилактики (педагоги, воспитатели, психологи, наркологи, врачи, инспекторы по делам несовершеннолетних и т.д.); в системе образования – органов управления образованием на всех уровнях.
Принцип дифференцированности подразумевает разделение целей, задач, методов, средств, планируемых результатов профилактик с учетом возраста (дети дошкольного возраста, младшего школьного возраста, среднего школьного возраста, старшего подросткового возраста, юношеского возраста, молодежи) и степени вовлеченности в наркогенную ситуацию.
Принцип ценностной ориентации включает формирование у молодого поколения мировоззренческих представлений об уважении к человеку, об общечеловеческих ценностях, законопослушности, здоровом образе жизни и т.д., являющихся ориентирами их поведения. Именно принятие общечеловеческих норм поведения и ценностей является одним из главных морально-этических барьеров употребления психоактивных веществ.
Принцип многоаспектности означает сочетание различных направлений профилактической деятельности. ведущими аспектами являются социальный и образовательный. Кроме того, многоаспектность включает направленность воздействия на различные уровни субъект-объектных взаимодействий.
Принцип последовательности предполагает разделение целей и задач на стратегические и частные. Возможность реализации задач на каждом этапе должна поддерживаться соответствующим финансированием.
Принцип легитимности подразумевает создание необходимой правовой базы антинаркотической профилактической деятельности.
Профилактическая антинаркотическая работа в образовательных учреждениях
Одним из основных направлений профилактической работы антинаркотического направления в образовательных учреждениях является работа с родителями. Эту деятельность осуществляют классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, школьный психолог.
В рамках данного направления деятельности формируется нетерпимое отношение родителей к наркотизации в микросреде, в которой растет их ребенок. Специалисты осуществляют работу по предупреждению внутрисемейного вовлечения детей в употребление психоактивных веществ, а также случаев эмоционального отвержения детей, жестокого обращения с ними. Для этого осуществляется семейное консультирование, оказание помощи «проблемной» семье» посредством привлечения служб социальной защиты населения и органов внутренних дел.
Один из способов профилактики наркозависимости - создание буклетов антинаркотической направленности. Главной целью распространения таких буклетов является привлечение внимания общественности к проблеме наркомании.
Основные задачи буклета антинаркотической направленности:
- популяризация в обществе здорового образа жизни как основы повышения качества жизни, культурного и социального развития. Особенно это важно в молодежной среде;
- формирование негативного отношения к потреблению наркотиков (в данном случае не рассматривается тема медицинского употребления наркотических веществ);
- информирование о последствиях наркотической зависимости;
- создание социальной рекламы антинаркотической направленности.
Рисунок 1. Буклет антинаркотической направленности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
При создании буклетов антинаркотической направленности и их размещении особое значение имеет взаимодействие с творческими объединениями, средствами массовой информации и рекламными агентствами.
Еще одно направление антинаркотической деятельности образовательных организаций- воспитательно-педагогическая работа с детьми, которую осуществляет классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, школьный врач, педагоги ОБЖ и физической культуры, лекторы-специалисты по вопросам здорового образа жизни.
В рамках этого направления осуществляется разработка образовательных программ, целью которых является формирование ценностей здорового образа жизни, а также разработка превентивных программ, направленных на профилактику употребления психоактивных веществ (воспитание и бучение через предметы – ОБЖ, валеология, химия, биология и другие предметы, которые формируют понимание медицинских и социальных последствий наркозависимости).
Образовательные учреждения разрабатывают и реализуют общешкольные антинаркотические мероприятия: дискуссии, конференции, «круглые столы».