Профессионализм – это высокий уровень знаний, навыков, умений, позволяющий достигать максимальной эффективности в профессиональной деятельности.
Проблема профессионализма в социальной работе
Пограничный характер – принципиальная особенность социальной работы. Инструментальное и смысловое содержание социальной работы включает элементы смежных профессий, таких как психология, социология, педагогика, юриспруденция.
Еще одной важнейшей особенностью социальной работы является ее посреднический характер между личностями, между личностью и различными институтами, между клиентом и другими специалистами.
Профессиональная компетентность – это сформировавшаяся в процессе обучения и самообразования система научно-практических знаний и умений, оказывающих влияние на качество решения профессиональных задач, и развитые личностно-профессиональные качества, которые проявляются в общении с людьми.
Под навыками социальной работы понимается умение осуществлять профессионально-необходимые действия, применяемые в решении задач социальной работы.
Выделяют следующие ключевые навыки социальной работы:
- умение выслушать других с определенной целью и пониманием;
- умение выявить необходимую информацию, а также подобрать факты для оценки истории клиента и отчета;
- умение создавать, развивать и поддерживать профессиональные взаимоотношения по оказанию помощи клиентам;
- наблюдательность, умение интерпретировать поведение клиента, применять знания теории личности и различные методы диагностики;
- умение вовлекать клиентов в решение их проблемы, способность добиться от клиента взаимного доверия;
- умение обсуждать сложные темы доверительно и без угроз;
- способность находить оптимальные решения для обеспечения потребностей клиента;
- умение проводить исследования и оценивать результаты, способность анализировать профессиональную литературу;
- умение оказания услуг по осуществлению связей между различными организациями;
- умение информировать о потребностях клиентов законодателей и общественность.
Социальный работник должен уметь оказывать поддержку в кризисных ситуациях, быть моделью ролевого поведения в профессиональных взаимоотношениях. Специалист по социальной работе должен эффективно действовать в любых ситуациях, даже в состоянии стресса, уметь справляться с конфликтными ситуациями, устанавливать контакты со сложными клиентами, применяя на практике социальную и психологическую теорию.
Особенности социальной работы как профессионального вида деятельности
Под социальной работой понимается особый вид деятельности, целью которой является удовлетворение социально гарантированных и личностных потребностей и интересов различных групп населения и создание условий, способствующих улучшению и восстановлению способностей людей к социальному функционированию.
В социальной работе специфический вид профессиональной деятельности сочетается с компонентами непрофессиональной деятельности. Историки считают, что социальная работа как вид профессиональной деятельности прошла несколько этапов развития:
- Развитие благотворительности после крещения Руси.
- Возникновение системы общественного призрения.
- Послереволюционный и советский периоды, когда была создана система социального обеспечения обездоленных – сирот, инвалидов, стариков. Это было сделано с целью улучшения снабжения населения продовольственными и промышленными товарами, организовать жилищное строительство, наладить социальное страхование и социальное обеспечение.
Эффективность социальной работы зависит в значительной степени зависит от знаний о закономерностях развития социальных процессов, условиях жизнедеятельности люде. Важное значение имеет и опыт, накопленный предшествующими поколениями и современниками.
Способы познания реальности, а также пути ее преобразования называются методами. Каждая наука с помощью методов добывает информацию о предмете изучения, обрабатывает и анализирует полученные данные. Полученные знания затем используются для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Человек, владея различными методами, получает способность к продуктивному освоению научных достижений и ценностей общества.
В социальной работе метод выступают в качестве способа познания и применения знаний, которые были получены в наука, изучающих аспекты жизнедеятельности человека, а также в качестве конкретного действия, способствующего качественному преобразованию существующего субъекта (объекта).
Технологическая компетентность социального работника подразумевает овладение научными и практическими методами смежных наук ввиду междисциплинарного характера социальной работы.
Профессионализм социального работника и эффективность его профессиональной деятельности зависит от уровня его профессиональных знаний и умения применять научные методы исследования социальных проблем. При этом социальный работник, который занимается научным исследованием и пытается с объяснить эффективность своей практики, используя научные методы, должен руководствоваться общими принципами научной деятельности.
В широком смысле технология социальной работы включает социальные теории социального развития и представляет собой единство метода и многообразие методик.
Социальные процессы – это совокупность социальных явлений, простых и сложных. Простые отношения в социальном развитии не исчезают, а становятся элементами более сложной системы. В свою очередь, сложные социальные явления базируются на простых аспектах научного познания, концентрируют их, получая более емкие, конкретные определения.
Социальные теории не ограничиваются выявлением лишь качественной стороны социальных процессов, также исследуя и количественные взаимосвязи. В результате познанные социальные явления представляются в виде меры или в форме качественно определенного количества. Например, мерой процессов являются темпы, пропорции, показатели социального развития.