Игра — это форма деятельности в условных ситуациях, которая направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.
Понятие игры
Игра – это феномен человеческой культуры. Суть этого явления до сих пор не раскрыта окончательно ввиду его неоднозначности. Об этом свидетельствует даже многообразие определений к этому понятию: игра может быть спортивной, актерской, музыкальной, военной, детской, шахматной, любовной; игра может быть ва-банк, на нервах, втемную, без правил и т. д.
Ввиду того, что не существует общепринятого и однозначного определения смысла понятия «игра», возникают проблемы с определением и места игры среди педагогических средств.
Игра – это такое естественное состояние человека, в котором ему легче всего общаться, взаимодействовать с другими людьми, развиваться. В игре человек ищет и часто находит решение своих задач, осваивает новые модели поведения, обучается, исследует мир и познает себя.
Но игра – это еще и процесс, происходящий между ведущим и участниками игры, а также между самим участниками. В зависимости от выбранной темы и цели проведения игра она может быть познавательной, развлекательной, коучинговой, психологической, обучающей, трансформационной, иметь психотерапевтический эффект.
Игра – это готовое решение, своеобразная платформа, которая включает в себя игровое поле и игровые механики, дающие возможность игропрактику, консультанту, коучу, психологу, специалисту любой помогающей профессии проводить игровой процесс, где каждый участник может исследовать одну из сфер своей жизни.
В данном контексте в понятие игры включается весь спектр игр, не являющихся азартными.
Значение и функции игры
Многие писатели, поэты, ученые сравнивали жизнь с игрой, в которой каждый человек имеет свою роль. Способность играть, давать свободу воображению, не беспокоясь о результате, которые проявляются в детских играх и развлечениях взрослых, составляют саму суть человечества. Этологами и биологами было доказано, что игра имеет тесную связь с желанием индивида познать неизвестное, удовлетворить любопытство. Игра побуждает человека к освоению окружающего мира.
Игра – феномен, присущий всей живой природе. Высшие животные игру используют как средство общения, обучения, времяпрепровождения. У человека же игра достигла наибольшего развития. Человек играет на протяжении всей своей жизни.
Следует выделить важнейшую особенность игры: она даже в самых простых формах выходит за границы только физической или биологической деятельности. Она является содержательной функцией, имеющей многие грани смысла.
Любой научный подход безоговорочно соглашается с тем, что игра выполняет полезную функцию, и игра необходима. Так, в детстве игра является способом обучения ребенка общению, развития тех или иных практических навыков. У взрослых людей многие виды деятельности связаны с игровым компонентом. Люди с помощью игры общаются, структурируют свободное время, отдыхают и расслабляются.
Таким образом, игра выполняет следующие функции:
- восполняет потребность в разрядке и отдыхе;
- является тренировкой перед каким-либо серьезным делом;
- развивает навыки общения;
- способствует познанию мира;
- может быть упражнением для тренировки самообладания;
- удовлетворяет потребность что-то совершать или уметь;
- удовлетворяет потребность в стремлении к лидерству;
- компенсирует вредные побуждения;
- является восполнением односторонней монотонной деятельности;
- способствует подержанию чувства стабильности индивида посредством удовлетворения желаний, невыполнимых в реальной обстановке.
Сущность игры
Сущность игры заключается в ее интенсивности, способности приводить в исступление. Интенсивность игры пока не удалось объяснить биологическими исследованиями.
Существует определенные признаки подлинной игры. Любая игры – это, в первую очередь, свободная деятельность. Не будет являться игрой игра по принуждению или приказу. Ребенок играет потому, что испытывает от игры удовольствие. И в этом заключается его свобода. Любая игра протекает в свободное время и в свободной форме. Но по мере того, как игра становится функцией культуры, и к ней привязываются такие понятия, как задание, обязанность, долженствование.
Игра – это не обыденная жизнь, как таковая, а выход из границ этой жизни во временную сферу.
Игра имеет много сходств с творчеством. В игре, как и в творчестве, радость, подъем чувств, ощущение удовлетворения приносит сам процесс, а не результат.
Но в то же время есть ряд форм трудовой деятельности, ориентированных в первую очередь на процесс, а не на результат. Например, скульпторы, художники, композиторы, писатели, поэты, ученые часто днями и ночами увлеченно работают, не замечая ничего вокруг. Но закончив произведение, могут потерять к нему интерес. Их привлекает именно процесс созидания, ради которого они готовы идти на определенные жертвы – не отдыхать, не иметь гарантий признания своего произведения и какой-либо материальной компенсации.
Игра от обыденности обособляется продолжительностью и местом действия, всегда разыгрывается в определенных рамках времени и пространства. Игровое пространство обозначается заранее. А внутри этого пространства существует безусловный порядок. Игра создает порядок, и сама является порядком. Смысл и течение игры заключаются в ней самой. А будучи сыгранной однажды, игра остается в памяти как духовная ценность, творение, и передается далее. Игра может быть повторена в любое время – немедленно или после долгого перерыва. И эта повторяемость является одной из важнейших свойств игры.
Еще одним признаком игры является напряжение. В нем есть стремление к расслаблению и разрядке. Чтобы что-то удалось, необходимо приложить усилия. Крайней точки напряжение достигает в спортивных состязаниях и азартных играх.