Женский журнал как гипержанр медиадискурса
В массе изданий современной периодики большое место занимают так называемые женские журналы. К ним относят известные периодические издания: например, журналы «Лиза», «Добрые советы», «Домашний очаг», а также «Vogue», «Cosmopolitan», «Glamour».
Традиционно женский журнал определяется как периодическое издание, медиапродукт, предназначенный для женской аудитории и содержащий материал специфического характера, интересный женщинам (мода, красота, стиль, здоровье, беременность и дети, истории успеха и проч.). Однако женский журнал предстает не только как особый вид медипродукции, но и как гипержанр медиадискурса, обладающий коммуникативно-прагматическими характерными чертами.
Жанрово-тематическая структура женского журнала предстает как типизированная система рубрик, коммуникативно-прагматическая цель которых состоит в демонстрации успешной и современной модели жизни женщины, на которую должна ориентироваться читательница.
Помимо надтекстового единства, обеспечивающего устойчивость структуры женского журнала как гипержанра, он отличается типизированным составом жанровых образований, входящих в его состав: заметки, интервью, рекламные сообщения, информационные статьи, обзоры, рекомендации и проч.
Как прием структурирования информации используется рубрикация: как правило, в женском журнале содержание разбито на ряд постоянных рубрик, узнаваемых и ожидаемых читательницами. Например: «Интервью», «Полезные советы», «Кулинарные хитрости», «Ты и Он», «Дети», «Здоровье» и проч.
Коммуникативная цель журнала – привлечение к медиапродукту целевой аудитории – женщин-читательниц. Поскольку журналы ориентированы на разный возрастной и социальный состав, можно говорить о существовании нескольких разновидностей женских журналов:
- Журналы для девушек и молодых женщин (например, «Cosmopolitan», «Glamour» и др.).
- Журналы для женщин среднего возраста («Домашний очаг», «Добрые советы»).
- Журналы для пожилых женщин (журналы, посвященные уходу за растениями в саду, рукоделию, кулинарии).
Коммуникативно-речевые и невербальные особенности гипержанра женского журнала
Гипержанровыми чертами женского романа как жанра медиадискурса выступают следующие параметры:
- Однотипность и повторяемость структурных компонентов, а также жанровых форм их репрезентации.
- Тематическое единство, обеспечивающееся прагматической установкой на создание образа современной успешной женщины.
- Диалогичность, связанная с непосредственной адресацией материалов журнала читательницам, показывающая важность и полезность для адресата материалов, размещенных в журнале. Например: «Поможет тебе на кухне…», «Научим, как заставить Его постоянно думать о тебе…», «Что нужно твоей коже зимой…» и проч.
- Информационно-развлекательный характер: при всей информационной насыщенности, журнал не призван дать глубокое освещение всех сторон жизни современной женщины. Его задача – обеспечить читательницу занимательным контентом, отчасти полезным или востребованным в повседневной жизни.
- Наличие массивного блока рекламной информации, призванной воздействовать на образ мыслей и потребительское поведение женщины.
- Рекомендательный характер предложенных материалов, что подчеркивается использованием специфических заголовков журнальных материалов: инструктивных («Как избавиться от лишнего веса за 30 минут в день?»), информативных («Витамины для вашего стола»), воздействующих («Сделай шаг навстречу любви!») и других.
- Политематичность в сочетании с созданием образа коллективного адресата – современной молодой городской женщины, имеющей семью и прочные отношения, а также стремящуюся сделать карьеру и сохранить при этом молодость и красоту.
«Скрепой» женского журнала как гипержанра является его невербальное пространство, особенности которого заключаются в следующем:
- Использование фотографий знаменитостей (успешных женщин, моделей, актрис, спортсменок) как эталонных образов красоты и стиля.
- Обилие ярких и запоминающихся визуальных образов: фотографии одежды, обуви, аксессуаров, косметических товаров, которые призваны создать определенные эстетические переживания и воздействовать на покупательское поведение адресата.
- Сочетание различных шрифтов и цветового выделения для привлечения внимания читательницы к наиболее значимым статьям и темам журнала.
- Использование выразительных возможностей при композиционном расположении текста на странице: женские журналы часто задействуют целый разворот, размещая на нем визуальную и вербальную информацию, печатают тексты-памятки или инструкции, бьюти чек-листы, тесты развлекательного характера.
Таким образом, современный женский журнал выступает как гипержанровое образование медиадискурса, обладающее собственными устойчивыми прагматическими чертами и коммуникативно-речевыми особенностями, связанными концептом «успешная женщина».