Жанр дегустации и его трансформация в интернет-дискурсе
Широкое развитие интернет-коммуникации привело к экспансии жанровых образований блогосферы в пространстве виртуального общения. При этом жанры, функционирующие в составе блогов, не возникли вновь, а трансформировались из уже существующих жанровых образований, адаптировавшихся под условия интернет-коммуникации. К одним из таких жанров относится и виртуальная «дегустация», распространенная в блогах, посвященных кулинарии, гастрономическому туризму, путешествиям и проч.
Дегустация как речевой жанр сформировалась в условиях профессионального дискурса – коммуникации кулинаров, поваров, профессиональных сомелье и дегустаторов. Первоначально как речевой жанр дегустация представляла собой высказывание, коммуникативной целью которого была оценка с профессиональной точки зрения вкусовых и иных достоинств и недостатков блюда. Жанр дегустации являлся неотъемлемой частью ресторанных ревю, а также критических отзывов о кухне определенного повара.
В настоящее время жанр дегустации широко распространился в пространстве частных блогов, приобретая черты виртуального жанра коммуникации.
Виртуальный жанр «дегустации» в пространстве интернет-блога представляет собой типичную речевую ситуацию и складывающийся вокруг нее набор коммуникативно-речевых стратегий, связанных с пробой какого-либо пищевого продукта (блюда) с последующей оценкой его пищевых и вкусовых качеств.
В отличие от дегустации, которая осуществляется профессионалом, виртуальная «дегустация» не носит профессионального характера. Она создается как субъективно-оценочное высказывание, которое позволяет судить о личных вкусах и кулинарных пристрастиях авторов. Этим обусловлены основные жанровые особенности виртуальной «дегустации», которые можно описать с помощью парадигмы «коммуникативная цель – коммуникативно-речевые средства ее реализации – образ адресанта и адресата высказывания – диктумно-модусный уровень высказывания».
Жанр виртуальной «дегустации» в блогосфере
Коммуникативная цель жанра виртуальной «дегустации» состоит в том, чтобы создать у адресата сообщения (подписчиков, зрителей канала) представление о каком-либо продукте (блюде) на основании его оценки блогером. Поскольку адресат персонально не участвует в дегустации, для жанра характерно стремление максимально сократить коммуникативную дистанцию между блогером и его аудиторией, а также высокая степень доверия суждениям и вкусам блогера, на мнение которого полагаются зрители.
Речевыми маркерами образа автора сообщения (блогера) выступают лексемы со значением совместного действия. Например: «Вот сейчас мы с вами будем это пробовать»; «Мы попробуем это блюдо и оценим, действительно ли оно так великолепно»; «Дорогие друзья, это невероятно вкусно, по вкусу напоминает нежный крем-пралине, который, как я думаю, мы все с вами пробовали в конфетах». Языковыми средствами выражения семантики совместного действия выступают местоимение «мы», неформальное обращение, а также глаголы 1-го лица.
Поскольку адресат жанра виртуальной «дегустации» - подписчики блога, автор создает текст сообщения с ориентацией на вкусы и коммуникативные потребности своей постоянной аудитории. Так складывается образ адресата в высказываниях блогера. Например, если аудитория канала преимущественно женская, блогер подробно описывает процесс приготовления блюда, использует кулинарные термины (бланшированный, пассируют), а также характеризует его подачу и оформление. Для мужской и смешанной аудитории блогер старается выбирать ракурс описания блюда, который был бы понятен и доступен каждому зрителю: минимум специальной терминологии, подробное описание внешнего вида блюда, рассказ о его вкусовых качествах, некоторых ингредиентах и проч. Если дегустируемое блюдо относится к национальной кухне либо является гастрономической новинкой для зрителей, блогер может включить в дегустацию рассказ об истории возникновения этого блюда, способах его приготовления, стоимости в аутентичных ресторанах и магазинах.
Событийный план высказывания формируется двумя аспектами:
- План настоящего представлен моментом дегустации: блогер представляет процесс дегустации как событие, происходящее на глазах у зрителей.
- План будущего: блогер советует подписчикам попробовать (приготовить) блюдо самостоятельно либо делится дальнейшими планами относительно дегустируемого продукта: готов ли он включить его в свой рацион, будет ли еще заказывать и проч. Образ будущего также связан с комментариями подписчиков, которые создаются после размещения видео на канале и отражают процесс восприятия сообщения аудиторией.
Коммуникативно-речевые особенности дегустации определяются ее субъективным характером, что обусловливает следующие языковые параметры высказывания:
- Использование оценочной лексики. Диапазон оценок варьируется от «восхитительно» до «отвратительно».
- Речевая экспрессия, создаваемая за счет эпитетов, сравнений («нежный и легкий крем», «невесомый мусс», «как будто ангел поцеловал»).
- Использование специальной терминологии вкупе с оценочной лексикой. Например: восхитительно хрустящая текстура, мегашоколадное пралине.
- Использование вводных слов и конструкций, передающих отношение блогера к ситуации дегустации.
Таким образом, жанр виртуальной «дегустации» в блогосфере обладает чертами самостоятельного жанрового образования и функционирует наравне с другими новыми жанровыми форматами в пространстве интернет-коммуникации.