Жанр публичного извинения в современной лингвистике
В исследовании речевых жанров в последнее время достаточно большое внимание уделяется прагматическому аспекту их рассмотрения, когда жанры рассматриваются как единицы коммуникации, а также феномен национальной языковой культуры.
Речевой жанр публичного извинения представляет собой такой тип высказывания, которое возникает как реакция собеседника (коллективного адресата) на негативное поведение говорящего и связанное с этой реакцией ожидание, что говорящий готов выразить свое сожаление по этому поводу.
Речевой жанр публичного извинения имеет давнюю историю изучения. Исследователи отмечают, что публичное извинение обладает признаками институционального жанра, а также принадлежит к сфере этикетной речевой культуры, поскольку связано с нормами речевой культуры и этикетной коммуникации в целом.
Условием коммуникативной успешности речевого жанра публичного извинения является компонент «вина», то есть наличие условий, при которых автор сообщения ощущает ответственность за отрицательные последствия своих действий, в том числе речевых.
Институциональность публичного извинения заключается в том, что его особенности определяются статусно-ролевыми отношениями, в которых находятся коллективный адресат и автор высказывания. Обычно в роли адресата и адресанта в публичном извинении выступают политические менеджеры (руководители организаций, крупных компаний) и граждане (сотрудники предприятий). В частности, публичное извинение в речи главы государства относится к сфере политического дискурса и направлено на укрепление социального статуса политика за счет сохранения и приумножения за счет извинения ценностей политической культуры, принятых в данном обществе.
Коммуникативные параметры жанра публичного извинения
Поскольку деятельность крупного политика, а также главы государства относится к официально-деловой сфере, для нее действуют коммуникативные закономерности, присущие организационным отношениям в деловой официальной коммуникации данной страны (социума):
- Дистанция власти и общества, которая заключается в наличии / отсутствии разрыва в статусно-ролевых позициях политики и граждан. Как правило, в странах с демократической формой правления такой разрыв невелик: речевое поведение политических лидеров строится не на авторитарности, а на уважении и доверии к гражданам (народу), который выступает субъектом власти.
- Степень проявления индивидуализма, персонифицированной ответственности адресанта за свои поступки, отношения к своим силам и возможностям. Так, в российской политической культуре традиционно этот показатель характеризуется достаточно высокими значениями, как и в американской.
- Характеристика коммуникативной стратегии как «мужественной / женственно». Первый тип коммуникативного поведения можно охарактеризовать как «агрессивный»: он отличается уверенностью, напористостью, убедительностью, конкуренцией; второй тип отличается ориентацией на сострадание, заботу, помощь. Например, феминные черты в дискурсе публичного извинения проявляются в подборе слов и выражений для передачи сожаления о случившемся, а также в особой интонации, тоне, использовании паравербальных средств коммуникации (жестов, мимики).
- Долгосрочная / краткосрочная перспектива действия извинения связана с коммуникативными стратегиями и тактиками, которые реализует адресант, а также с установками, которые он декларирует в тексте публичного извинения. Так, извиняясь за деятельность членов политической партии, ее глава в публичном извинении отмечает действия, которые он готов совершить ради восстановления утраченного доверия или авторитета и степень их долгосрочности.
- Неопределенность / определенность в публичном извинении касается принятия решений власти относительно последствий негативных поступков, за которые приносится извинение. Так, чем выше уровень неопределенности, тем боле формально звучит публичное извинение, поскольку оно не предполагает указания на сроки и порядок наказания виновных лиц.
Обычно публичное извинение произносится в рамках телеобращения, достаточно ограниченного по времени и, как следствие, информативно насыщенного. Однако информативность публичного извинения обеспечивается наличием у коллективного адресата знаний о предшествующей извинению ситуации: по сути, слушатели знают, за что приносит извинение говорящий, однако все равно участвуют в коммуникации, поскольку важна не столько информационная, сколько этикетная (культурно-речевая) составляющая извинения.
Основные коммуникативные стратегии, характерные для жанра публичного выступления:
- Фатические стратегии, направленные на установление контакта с аудиторией. Эти стратегии проявляются, например, в использовании смягчения (эвфемизации) при обсуждении негативных поступков, которые привели к извинению.
- Информативные стратегии, которые связаны с донесением определенной информации о ситуации, значимой для аудитории.
- Стратегии самопрезентации выражаются в тактиках самооправдания, принятии ответственности за случившееся, подчеркивании своей роли в разрешении ситуации.
Таким образом, публичное извинение как речевой жанр отличается чертами институциональности и характеризуется рядом коммуникативных параметров, которые обеспечивают реализацию этикетных целей данного жанра в пространстве публичной коммуникации.