Жанр отзыва пользователя в пространстве интернет-коммуникации
Современная виртуальная среда выступает как место активного взаимодействия пользователей, которые общаются на различные темы. Одно из востребованных направлений коммуникации в Интернете - обмен информацией, имеющей практическое значение. Лингвопрагматика отзыва в Интернете связана с установкой на получение значимых сведений относительно каких-то товаров, услуг от тех, кто уже пользовался ими.
Жанр отзыва представляет собой гибридную форму, соединяющую в себе несколько коммуникативных стратегий: стратегии, характерные для жанра совета, а также стратегии рекламного сообщения. Однако отзыв направлен не на побуждение адресата приобрести товар или воспользоваться описанной в нем услугой. Цель отзыва состоит в том, чтобы вызвать у адресата доверие к мнению автора и стимулировать его последовать примеру адресанта.
Для отзыва пользователя в интернет-коммуникации характерны следующие жанрообразующие черты:
- Диалогический характер, связанный с направленностью на интересы и нужды адресата, нуждающегося в совете, рекомендации.
- Оценочный характер: отзыв отличается субъективностью, адресант стремится выразить свое мнение относительно товара или услуги.
- Социально-обусловленный характер общения: участники коммуникации выступают в определенной социальной функции как потребители товаров и услуг.
- Ориентация на фактическую точность, правдивость. Так, в подтверждение своих слов автор может приводить фотографии, сканы чеков, претензий, фрагменты переписки с менеджером или отделом контроля качества и проч.
Жанровая модель отзыва в Интернете включает ряд составляющих, к которым относят:
- Объект отзыва – конкретный товар или услуги, которые описываются покупателем (пользователем) в аспекте их достоинств и недостатков.
- Участники коммуникации – пользователи Интернета, являющиеся одновременно покупателями какой-либо продукции. Образ автора формируется на основании его статуса в данном виде коммуникации: это индивид, который имеет опыт использование продукта и готов поделиться им с аудиторией (ролевая модель речевого поведения адресанта – компетентный советчик). Образ адресата максимально обобщен: все, кто интересуется данным видом товара (услуги).
- Коммуникативные намерения автора заключаются в том, чтобы проинформировать аудиторию о предмете отзыва, а также выразить свое отношение к нему.
- Композиционные особенности связаны со структурой классического рассуждения (тезис – доказательства – выводы), при этом преобладает рациональный тип аргументации, а также апелляция к личному опыту и впечатлениям.
Языковые особенности интернет-отзыва
Жанровые особенности интернет-отзыва определяют его языковые черты, которые проявляются на уровне лексико-грамматической и стилистической организации:
- На уровне лексики адресант использует слова тематической группы, относящейся к предмету отзыва. Обычно это названия товаров (бытовых, косметических, лекарственных, текстильных и проч.).
- Использование слов лексико-тематической группы «Торговля». Например: стоимость, цена, дизайн, упаковка, гарантия, срок эксплуатации, возврат, доставка, сборка, комплектация.
- Использование описательных конструкций, которые характеризуют предмет или услугу, которым посвящен отзыв: современный дизайн, красивый цвет, удобная ручка, компактный размер, прочная подставка, легкий по весу, хорошо держит заряд, четкое изображение и проч.
- Адресант активно использует глаголы-перформативы («я советую, я предлагаю, я рекомендую»), выражающие значение совета, рекомендации, предупреждения.
- Включение в отзыв глаголов в прошедшем времени, которые описывают опыт адресанта: приобрел, пользовался, сломался, обнаружилась неисправность, заметил царапину.
- Использование слов и выражений, которые выражают отношение пользователя к предмету отзыва: очень нравился, остался доволен, не понравилось, претензий нет.
- Использование императивных форм: никогда не берите, не связывайтесь с ними, можете смело покупать, стоит попробовать и проч.
- Наличие маркеров субъективности: я думаю, мое мнение, я считаю.
На уровне языковой организации в отзыве наблюдается стилистическая неоднородность. С одной стороны, жанр отзыва тяготеет к устной разговорной речи, имеет непринужденный характер. С другой стороны, отличается наличием технических терминов, относящихся к характеристике товаров, и канцелярских оборотов, почерпнутых из законодательства в сфере социально-бытового обслуживания пользователей: товар ненадлежащего качества, обслуживание по гарантийному талону, технические характеристики, класс энергопотребления, износостойкий материал, отрыв подошвы и проч.
Конкретные языковые особенности отзыва в Интернете определяются его жанровой разновидностью:
- Отзыв на бытовые товары и электронику.
- Отзыв на приобретенную книгоиздательскую продукцию.
- Отзыв на фармакологическую продукцию.
- Отзыв на косметическую продукцию, товары для красоты, личной гигиены.
- Отзыв на оказание услуг (парикмахерских, медицинских, образовательных).
Так как современный интернет-отзыв отличается прагматической многофункциональностью, то он может использоваться как средство рекламы и продвижения каких-либо товаров и услуг. В этом случае отзыв положительный, хвалебный, подчеркивающий только достоинства товара или услуги и не акцентирующий внимание на недостатках. Продвижение товаров и услуг в форме отзывов – маркетинговый ход, который призван повысить доверие к товару (услуге) потенциального покупателя, заинтересовать его в приобретении данного продукта.
Таким образом, жанр отзыва в интернет-коммуникации относится к диалогическим творческим жанрам, в которых на первый план выходит категории субъективной оценки и личный опыт автора, который он стремится сделать достоянием публичной коммуникации.