Жанр кулинарного рецепта в интернет-коммуникации
Кулинарный рецепт – один их наиболее традиционных видов речевых жанров, который существовал задолго до возникновения Интернета и виртуальных форм коммуникации. История рукописного кулинарного рецепта восходит к концу XVIII – началу XIX вв. При этом это касается именно рукописных бытовых рецептов, поскольку книги рецептов существовали и в Древней Руси.
Особого расцвета жанр письменного кулинарного рецепта достиг в Советском Союзе, став частью культуры ведения домашнего хозяйства и одним из жанров естественной письменной речи. Совмещая в себе черты таких речевых жанров, как «совет» и «инструкция», речевой жанр кулинарного рецепта тяготел к корпусу прагматических текстов, основанных на передаче жизненного опыта от более опытных хозяек к менее опытным.
С появлением Интернета жанр кулинарного рецепта обрел «вторую» жизнь. Это связано с несколькими факторами:
- Возникновение тематических интернет-ресурсов, которые посвящены кулинарии и объединяют пользователей, интересующихся данной тематикой.
- Появление феномена блогерства, публичной формы интернет-коммуникации, которая основана на общении автора с аудиторией по поводу значимых для них тем, в том числе и связанных с кулинарией.
- Формирование контента, содержащего рекомендации («лайфхаки»), касающиеся разных аспектов жизни, включая технологию приготовления пищи.
- Возникновение ресурсов, продвигающих здоровый образ жизни, правильное питание, а также информирующих о рецептах правильного питания.
- Развитие «завуалированной» рекламы, когда под видом кулинарного рецепта потребитель получает информацию об определенном виде товара.
Жанр кулинарного рецепта в интернет-коммуникации представляет собой высказывание, размещенное в сети Интернет, направленное на знакомство пользователя с технологией приготовления какого-либо блюда.
Коммуникативная цель данного жанра – установка на инструкцию, практический совет в деле приготовления пищи. При этом адресант считает себя авторитетным в этой области, поэтому стиль изложения отличается императивностью, демонстрируя уверенность в действенности рекомендаций. Например: «Приступая к нарезке овощей для салата, используйте одну технику (нарезка кубиками, соломкой), чтобы готовый салат смотрелся красиво, чтобы в нем не было разнородных по форме кусков».
Образ адресанта предельно обобщен: это любой пользователь Интернета, желающий научиться готовить. Иногда автор подчеркивает адресацию публикации определенной аудитории, обращаясь к читателям напрямую: «Здравствуйте, мои дорогие подписчики», «Дорогие дамы, если вы хотите побаловать себя легким и воздушным десертом сидя на диете, то этот рецепт для вас».
Композиционными особенностями жанра кулинарного рецепта в Интернете выступают:
- Заголовок – название блюда, которое сразу же относит его к определенной категории рецептов: первые или вторые блюда, салаты, бутерброды, выпечка, десерты и проч.
- Ингредиенты, используемые для приготовления блюда, с указанием их количества, а также примерного количества порций готового продукта, его калорийности и времени, затраченного на его приготовление.
- Основной рецепта является инструкция – последовательность операций, которые необходимо выполнить, чтобы приготовить блюдо.
- Словесная инструкция часто дополняется фотографиями, отражающими ключевые этапы приготовления блюда или видеосюжетом.
- Заключение, в котором автор отмечает достоинства блюда и еще раз убеждает читателя попробовать его приготовить по данному рецепту.
Языковая составляющая жанра кулинарного рецепта в Интернете
Основными средствами языкового оформления речевого жанра кулинарного рецепта являются лексико-грамматические средства:
- Использование слов тематической группы «Еда», куда входят названия продуктов питания (молоко, кефир, мука, соль, сахар, дрожжи, овощи, бульон, мясо, птица и проч.).
- Наличие лексических единиц со значением меры веса и количества (граммы, полстакана, чайная / столовая ложка, щепотка).
- Использование специальных слов кулинарного словаря: пассировать овощи, тушить на медленном огне, перец бланшировать, сковороду сбрызнуть оливковым маслом, дать тесту расстояться.
- Использование глаголов в повелительном наклонении для обозначения действий, необходимых для приготовления блюда: вымойте, очистите, нарежьте, смажьте, откиньте, залейте, смажьте и проч.
Интернет-коммуникация оказывает влияние на особенности речевого жанра кулинарного рецепта. В частности, текст интернет-рецепта является креолизованным, сочетая в себе вербальную и визуальную составляющие: фотографии и видеозаписи. Кроме этого, в тексте появляются элементы гипертекста – ссылки на другие рецепты с использованием идентичных ингредиентов. Интерактивность виртуального рецепта проявляется в том, что здесь присутствует возможность подачи обратной связи автору в виде комментария к рецепту, а также возможность рассчитать количество порций при изменении объема выбранных продуктов.
Таким образом, жанр кулинарного рецепта в интернет-коммуникации, сохранив традиционные черты, приобрел и новые особенности, связанные с виртуальной средой его функционирования.