Языковая личность: подходы к определению понятия
Термин «языковая личность», широко используемый в современной лингвистике, появился еще в конце 20-х гг. XX века. Так, В. В. Виноградов определил ее как вместилище социально-языковых норм, фокус смешения различных социально-языковых категорий. Очевидно, что на первое место для В. В. Виноградова в этом понятии выходил поиск социального языкового содержания в индивидуальном речевом поведении. При этом само словосочетание «языковая личность» в описываемый период ее не имело терминологического статуса, поскольку ученый не дает его определения и обоснования.
Впервые как особый лингвистический термин языковую личность начинают рассматривать в 1970-1980 гг. в лингводидактике и в социальной лингвистике. Классическим стало понимание данного термина Ю. Н. Карауловым. Он рассматривает языковую личность как индивидуальную совокупность способностей в области создания и восприятия речевых произведений, отличающихся своеобразием структурно-языкового содержания, точностью и полнотой отражения окружающей реальности и коммуникативной направленностью.
В соответствии с этим определением языковую личность стали понимать как определенную модель реализации языковых способностей индивида в речи.
В понятии языковой личности существует несколько уровней:
- Языковой (социально-языковой), усваиваемый индивидом как носителем того или иного языка.
- Речевой, представляющий собой совокупность речевых умений, лежащих в основе использования ресурсов языковой системы.
- Коммуникативный, предполагающий умения и навыки использования речевых сведений в общении.
Наряду с термином «языковая личность» также функционирует понятие «речевой личности», которое иногда используют как синонимичное, а порой рассматривают только как один из аспектов языковой личности.
Структура языковой личности
В исследовании языковой личности основным является представление о ее иерархическом устройстве. Согласно этой точке зрения выделяются следующие уровни:
- Инвариантный (структурно-семантический), который показывает, насколько индивид владеет языком.
- Когнитивный, демонстрирующий способность идентифицировать содержание сообщения с определенной системой понятий и культурных ценностей, присущих данному социуму и индивиду.
- Прагматический, включающий совокупность коммуникативных установок, лежащих в основе речевого поведения.
Подобная модель является обобщенно-отвлеченной. В реальности в каждой коммуникативной ситуации происходит актуализация тех или иных аспектов в структуре языковой личности. Поэтому, реализуясь в общении, языковая личность существует как вариативная и изменчивая.
В состав языковой личности, помимо упомянутых уровней, также входит весь объем сведений, накопленных индивидом, его персональный опыт, мировоззрение, уровень общей и речевой культуры, а также личностные качества.
Параметры, по которым можно оценивать языковую личность, уровень ее развития, до конца не определены. Очевидно, что они должны включать лексико-синтаксические показатели, объем словаря, богатство и разнообразие грамматического строя, коммуникативные речевые качества, степень владения голосом и интонацией, невербальными средствами общения, а также национально-культурными речевыми традициями и нормами.
Возникновение и развитие языковой личности
Языковая личность не дана индивиду от рождения. Это социальное понятие, которое формируется в ходе обучения и воспитания, сознательного усвоения языковых норм и правил. Очевидно, что для формирования полноценной языковой личности недостаточно только усвоения словаря и грамматических норм языка. Необходимо, чтобы у индивида были сформированы следующие ее составляющие:
- Мотивационная, вязанная с потребностью в общении, обмене информацией, использовании языка для познания и преобразования действительности, совместной деятельности.
- Собственно лингвистическая, предполагающая осознанное владение системой языка и ее средствами.
- Речевая, обеспечивающая использование всех видов речевой деятельности в соответствии с потребностями ситуации общения и ее задачами.
- Лингвокультурологическая, включающая национальную специфику речевого поведения, систему языковых традиций, принятых в данном обществе как эталонные.
Большую роль в становлении языковой личности играет языковое образование, которое нацелено на всестороннее развитие языковых и речевых способностей индивида. Формирование текстовой компетенции занимает основное место в обучении языку: его единицы и нормы изучаются не изолированно от речевых произведений, а в контексте, путем усвоения их функционирования в конкретных речевых произведениях. Обучаясь в школе, ребенок не просто усваивает систему языковых понятий и правил, но и приучается использовать их в речевой практике, когда сталкивается с необходимостью создания собственных текстов как в устной, так и в письменной формах речи.