Язык как способ национального мировидения
Традиционно язык рассматривается как знаково-словесная система, выступающая универсальным инструментом познания действительности и коммуникации индивидов.
В общественной жизни язык выполняет различные функции, среди которых выделяются номинативная, когнитивная, коммуникативная. Однако язык не является простым средством номинации. Если бы это было так, то не было бы необходимости в существовании разных языков. Очевидно, что функция его не исчерпывается просто обозначением явлений действительности, но также включает их национально-культурный аспект, свой уникальный способ мировидения и мировосприятия.
Способность языка быть носителем дополнительных культурно-исторических смыслов, сформированных в процессе его эволюции, превращает его из знаковой системы в форму национального мировоззрения и мировосприятия.
Известно, что словесные языковые знаки связаны как с предметным миром, так и с понятийным, что формирует два аспекта их значения – денотативный и сигнификативный. Помимо понятийного значения в языке закрепляются смыслы, выходящие за его пределы и обусловленные влиянием концептов – особых семантических категорий, имеющих национальную и культурную специфику. Так, понятие, связанное со словом «свобода», имеет определённое объём содержания, в то же время концептуальное значение данного слова в русском языковом сознании гораздо шире того, которое заложено в понятии.
Здесь возникает и преодолевается кажущаяся противоречивость языкового знака: являясь носителем универсального содержания, он в то же время воплощает индивидуальные смыслы.
Впервые на эту особенность языка обратил внимание в XIX в. В. фон Гумбольдт, развивший учение о внутренней форме слова, а также о языке как воплощении национального духа. В XX в. этот взгляд был дополнен гипотезой языковой относительно Сепира-Уорфа. В общих чертах суть её заключается в том, что индивид всегда видит через призму своего языка, поскольку язык является для него инструментом познания и преобразования действительности. В связи с тем, что языки различны, различны и те смысловые и ценностные аспекты, которые отражены в его словаре и соотносятся с представлениями людей о мире.
При этом не следует абсолютизировать роль языка в формировании национального мировоззрения. Влияя на восприятие человека, национально-языковое мышление встраивается в систему общественного, научного, философского мировидения, создавая целостную картину мира.
Таким образом, язык не является прямым отражением действительности, а опосредует её через присущие человеку формы и способы мышления. Поскольку человеческое мышление является по преимуществу словесным, то язык выступает как его необходимый компонент.
Соотношение языка и мышления, языка и культуры
Вопрос об отражении в языке специфики национального мышления неизбежно ставит две проблемы:
- Вопрос о соотношении понятий «язык» и «мышление».
- Проблему статуса языка относительно культуры.
Рассуждая о языке и мышлении, необходимо отметить, что оба эти феномена выступают как формы высшей психической деятельности человека. Мышление нельзя отождествлять с языком, хотя оно и осуществляется преимущественно в словесной форме. Наблюдения над людьми, испытывающими интеллектуальные проблемы, над творческим процессом художников, музыкантов показали, что мышления может быть и неречевым: наглядно-действенным (предметным) или образным. Однако возможности такого мышления ограничены, особенно в плане научного познания мира и коммуникации. Словесное мышление, имеющее абстрактный характер, выступает основным инструментом научного мировоззрения. Оно же лежит в основе практической деятельности людей и различных форм общественной коммуникации.
Соотношение языка и мышления хорошо объяснял Л.С. Выготский, подчеркивая единую психическую, но различную структурно-морфологическую организацию этих феноменов. По мнению ученого, мышления является психическим процессом, язык же – результатом этого процесса, который, однако, оказывает обратное влияние на свою причину. Понятно, что возникновение речи невозможно без достаточного уровня развития мышления, но и язык, развиваясь, усложняет человеческое мышление, опосредуя его знаково-символически и придавая ему абстрактную форму.
Что касается соотношения «язык – культура», то эти два явления также нельзя отождествить. Культура является частью политической, производственной, духовной, социальной жизни человечества, и язык по отношению к ней выступает как хранилище ценностей и смыслов, а также как инструмент её развития и совершенствования.
Отражение в языке национально-культурной специфики того или иного социума – следствие знаковой природы обеих систем – языковой и культурной. В процессе развития культура увидела в языке универсальное средство формирования и передачи культурных смыслов от поколения к поколению.
Таким образом, язык выступает как носитель смыслов, заложенных в национальном способе мировидения, как важнейшая часть культуры и мышления индивидов и общества в целом.