Язык и письмо
Исследуя соотношения языка и письма, исследователи сталкиваются с необходимостью определить сущность письма, его место по отношению к мышлению, языку и речи.
Письмо с исторической точки вторично по отношению к звучащей речи, поскольку возникло гораздо позже нее. Оно служит вспомогательным средством общения, используясь для сохранения и передачи информации.
Потребность в закреплении и трансляции сведений, содержащихся в речи, появилась давно и обусловила возникновение письменности, поскольку звучащая речь характеризовалась пространственно-временной ограниченностью. Сообщение в устной речи существовало только в момент его произнесения и не могло быть транслировано на значительные расстояния. Эту ограниченность в передаче содержания люди в древности пытались преодолеть сначала с помощью различных предметов, выполнявших знаковую функцию. Однако это было неудобно, и с течением времени появилась письменность как средство фиксации устной речи. Для возникновения письменности необходимо было появление специальных графических символов, изображений, которые бы служили эквивалентом звучащей речи.
Рассматривая соотношения языка и письма, можно выделить специфику последнего:
- Письмо отличается несамостоятельностью, вспомогательным характером по отношению к устной речи. В настоящее время роль письменной коммуникации возросла, но на первоначальных этапах развития письменности письмо являлось вторичным средством общения.
- Исторически язык предшествует письму, а оно, в свою очередь, развивается на относительно поздних этапах становления общества, превращаясь в особую технику, требующую освоения в процессе обучения.
- Функции письма уже, чем функции языка. Язык выступает основным средством общения, а также познания действительности. Письмо позволяет аккумулировать результаты познавательной деятельности и передавать их последующим поколениям, распространяя опыт человечества. Кроме этого, письмо является стимулом развития литературной речи, художественного творчества, обучения, государственного управления.
- Средством письма являются графические символы – знаки, воспринимаемые зрительно. При этом не всякое графическое изображение является письмом. Так, нельзя отнести к письму иллюстрацию к рассказу, которая только поясняет его содержание, но не передает его. Письмо отличается системностью, входящие в его состав знаки не случайны, а предопределены необходимостью передачи тех или иных звуковых комплексов, которые встречаются в устной речи. Письмо характеризуется условным характером, его знаки конвенциональны и, в отличие от рисунков, не представляют собой подобия изображаемых объектов.
- Язык усваивается человеком в ходе речевой практики, письмо же, будучи конвенциональной системой, не дано индивиду в непосредственном речевом общении, поэтому его усвоение происходит в ходе специального обучения. Кроме этого, за время существования письменности выработаны правила, регламентирующие особенности отражения звучащей речи на письме.
Изучение этих правил и норм также является необходимой частью усвоения письменности.
Соотношение письма с другими знаковыми системами
Помимо письменности человек использует и другие знаковые системы, которые вторичны по отношению к языку, но могут служить средствами общения. К ним можно отнести сигнальные системы, дорожные знаки, язык глухонемых, символические языки науки, жесты и мимику. Письмо, являясь языковым средством общения, занимает особое место среди этих систем коммуникации.
Сигнальные системы представляют собой знаково-символические обозначения речи. Простейший пример такой системы – азбука Морзе, используемая для передачи сообщений с помощью телеграфа. Подобные сигнальные системы коммуникации сходны с письмом по выполняемым функциям, однако отличаются от него по способу связи между содержанием и формой его выражения. Письмо старается отразить особенности звуковой стороны языка, поэтому в высших своих формах – звукобуквенных – оно закрепляет за графемой определенную фонему, достигая этим точной передачи речи. В сигнальных системах кодировка информации происходит уже на основе графического кода, то есть звучащая речь записывается с помощью букв алфавита, а уже затем транслируется с помощью принятых условных обозначений. Как и азбука Морзе, язык глухонемых возникает на основе уже имеющихся систем передачи информации, поэтому носит вторичный характер по отношению к естественному языку и письменности.
Дорожные знаки в отличие от письма представляют собой иконические символы, которые основаны на воспроизведении внешнего вида обозначаемых с помощью них объектов. В звукобуквенном письме связь между графемой и фонемой конвенциональна, не носит иконического характера. Поэтому сфера использования дорожных знаков ограничена, в то время как письмо отличается универсальностью. Возможности жестов и мимики для передачи смысла по сравнению с письменностью также ограничены.
Таким образом, письмо предстает как вторичная по отношению к устной речи форма коммуникации, ставшая универсальным средством фиксации и передачи информации в обществе.