Речевой жанр совета и его место в преподавании РКИ
Основной тенденцией в преподавании РКИ является коммуникативный подход, который предполагает развитие речевых навыков, а также знакомство с системой речевых жанров и интенций, присущих русской культуре общения. Задача обучения языку, таким образом, сводится к формированию коммуникативной компетенции, основанной на умении использовать речевые конструкции определенных речевых жанров в общении при ограниченном наборе лексико-грамматических структур и средств.
Система коммуникативно-речевых умений, над которыми работает инофон в процессе обучения РКИ, определяется требованиями к овладению соответствующими языковыми уровнями. При этом иностранцы обязательно знакомятся с типологическими особенностями наиболее распространенных речевых жанров и учатся использовать их в речи. Одним из таких продуктивных в коммуникативном плане жанров является жанр совета.
Речевой жанр совета представляет собой разновидность высказывания, которое направлено на побуждение адресата поступить в соответствии с рекомендациями или мнением адресанта.
Хотя совет относится к императивным речевым жанрам, он не обладает категоричностью, как жанр приказа. В ситуации совета у адресата всегда есть выбор, как поступить, воспользоваться предложенными рекомендациями или нет.
Анализ содержания методических пособий по обучению РКИ показывает неравномерность экспликации в них коммуникативного компонента, при этом изучение речевых жанров уделяется незначительное время. В частности, некоторые из них рассматриваются в темах, связанных с речевым этикетом.
Речевой жанр совета в методических пособиях для иностранцев представлен как в прямой, так и в косвенной форме. Основные средства прямого выражения совета:
- Использование перформатива «советую» с дополнение «вам / тебе». Например: советую вам это запомнить, советую тебе сесть ближе.
- Использование глагола в форме повелительного наклонения, который выражает действие, рекомендованное к выполнению: Запишите это. Прочитайте правило. Вымойте руки перед едой.
- Использование модальных глаголов: Вам следует (нужно) + инфинитив. Например: вам нужно переобуться; вам следует отдохнуть.
Косвенными формами выражения совета являются:
- Использование условного наклонения: Вам бы следовало. Я бы на твоем месте поступил так.
- Применение альтернативных конструкций: Можно сделать это в тетради, а можно на листочках.
- Использование перформатива с семантикой предложения или пожелания: Я предлагаю вам сделать это самостоятельно. Я хочу, чтобы вы сделали это упражнение в конце занятия.
Для смягчения совета, придания ему вежливой формы часто используются этикетные формулы (пожалуйста): пожалуйста, говорите тише.
Помимо языковой формы выражения, у речевого жанра совета есть и дополнительные коммуникативные признаки: особая интонация, ситуация общения, в которой он используется, а также характер отношений между адресатом и адресантом, которые характеризуются доверительностью.
Возможности использования речевого жанра «совет» в преподавании РКИ
В преподавании РКИ речевой жанр совета может быть использован при отработке заданий, связанных с развитием навыков устной диалогической речи, а также лексико-грамматических компетенций. Варианты упражнений с использованием жанра совета на занятии:
- Работа с иллюстративным материалом. Рассмотри картинки (иллюстрации), объясни, какие из них предполагают использование совета. Сформулируй совет для персонажей каждой картинки, который подходит к данной коммуникативной ситуации.
- Составление диалогов. Разбейтесь на пары и составьте диалоги с использованием советов в разных ситуациях общения: покупка обуви /одежды, приготовления пищи, выбор фильма для просмотра в кинотеатре и проч.
- Задание на сопоставление речевых жанров. Сравните предложения с императивной семантикой. Выберите из них те, которые содержат речевой жанр совет.
- Редактирование предложений. Исправьте предложения так, чтобы приказ превратился в совет, используя языковые средства смягчения требования.
- Языковое моделирование. Составьте по предложенному образцу предложения, содержащие совет для определенной ситуации.
При организации работы над освоением речевых конструкций, которые выражают значение совета, необходимо работать над профилактикой ошибок:
- Смешение близких по семантике речевых жанров совета и приказа, просьбы, предложения.
- Правильное использование грамматических конструкций для выражения совета.
- Соблюдение интонационных особенностей конструкций, выражающих коммуникативную интенцию совета.
Используя речевой жанр совет на уроках РКИ, необходимо ориентировать учеников на освоение разговорных конструкций, а также правильное грамматическое оформление фразы. Это поможет избежать речевых ошибок и сделает общение на изучаемом языке более уверенным и непринужденным.