Особенности тестирования как процедуры контроля
Внедрение формы тестового контроля знаний и умений учеников — одна из основных тенденций в образовательной системе последних лет. Даже процедура итоговой государственной аттестации проходит в режиме тестирования, что, по утверждению разработчиков, позволяет повысить объективность оценки и упростить процедуру проверки знаний.
Тестирование — это вид контроля, предполагающий выполнение учеником в определённый промежуток времени системы стандартизированных заданий, направленных на проверку качества и результативности обучения.
Тестирования по сравнению с традиционными формами контроля знаний по русскому языку (диктант, контрольная работа) обладает рядом преимуществ:
- Оперативность и быстрота мониторинга усвоения содержания.
- Простота и удобство в использовании.
- Краткость и лаконичность заданий, позволяющих экономить время на выполнении и проверке.
- Объективность, обеспеченная жёсткими критериями оценивания, не зависящими от субъективных взглядов педагога.
- Стандартность и возможность широкого варьирования текстового наполнения заданий, что исключает списывание.
- Массовость, возможность охватить максимальное количество учеников.
Несмотря на преимущества, у тестирования есть и значительные недостатки, к которым можно отнести:
- Низкую надёжность и несоответствие его инструментальной базы тем компетенциям, которые он призван проверять.
- Отсутствие творческого и самостоятельного подхода при выполнении тестов, замена собственно языковых и речевых навыков (языковые разборы, работа с текстом, сочинение) механической отработкой стандартного блока заданий.
- Упрощение содержания языкового образования, подстраивание его под нужды тестовой системы.
При использовании теста как формы контроля необходимо следить, чтобы он соответствовал ряду дидактических требований:
- Надёжность и валидность инструментария проверки качества знаний и умений.
- Однозначность интерпретации и непротиворечивость заданий.
- Объективность и достаточный уровень сложности.
- Сочетание разных типов заданий, предполагающих не только выбор ответа из ряда предложенных, но и формулировку собственных ответов с их обоснованием.
- Наличие критериев оценивания правильности выполнения заданий и шкалы перевода баллов в отметку.
- Стандартная структура и удобство в использовании.
- Грамотная и методически верная формулировка заданий.
По структуре тестовые задания бывают нескольких типов:
- Закрытые, предполагающие либо выбор правильного варианта из ряда предложенных, либо установления правильной последовательности, либо задания на соотнесение или ранжирование данных.
- Открытые, в которых необходимо самостоятельно сформулировать ответ на вопрос или выполнить предложенные задания.
- Смешанные, сочетающие задания первого и второго типа.
По основной цели контроля тесты можно подразделить на:
- Диагностические, проверяющие уровень обученности учащихся перед началом освоения темы.
- Текущие, позволяющие проводить мониторинг процесса усвоения темы с целью коррекции ошибок и недочётов.
- Итоговые, направленные на оценку результатов обучения.
Специфика виртуальных тестов по русскому языку и культуре речи
Бурное развитие информационно-телекоммуникационных технологий затронуло и сферу образования и привело к появлению виртуального тестирования как дистанционной формы контроля знаний и умений ученика.
Виртуальные тесты связаны с технологиями машинного обучения и представляют собой процедуру прохождения проверки знаний посредством ответов на вопросы или выполнения заданий, предложенных компьютерной системой. Такой подход позволяет исключить человека (учителя) из процедуры проверки теста и выставления отметки, поскольку виртуальные тесты проверяются автоматически.
Преимущества виртуальных тестов заключаются в следующем:
- Удобство прохождения: ученик не привязан к конкретной учебной аудитории или педагогу.
- Быстрота проверки и оценки.
- Объективность результатов.
- Исключение факторов человеческой ошибки при подсчёте баллов и выставлении отметки.
- Большая вариативность заданий, исключающая возможность выполнения одинакового варианта двумя учениками.
Однако у виртуальных тестов есть и серьезные недостатки, к которым можно отнести неполноту проверки знаний (с помощью теста сложно оценить коммуникативные и речевые навыки), ограниченность применения на уроке, связанная с необходимостью обеспечить каждого учащегося дорогостоящей техникой для выполнения заданий, трудоёмкость для педагога, который должен вносить в банк тестовых заданий большое количество информации.
Виртуальные тесты не могут заменить традиционных форм контроля (диктанты, контрольные и самостоятельные работы, изложения, сочинения), однако их применение возможно на определённых этапах обучения, в качестве заданий для самостоятельной работы дома, самопроверки знаний.
Облегчить педагогу составление тестов помогают различные онлайн-платформы, предоставляющие возможность конструировать тестовые задания. В последнее время всё большую популярность приобретают тесты в гугл-формах, отличающиеся интуитивно понятным интерфейсом, простые в использовании и имеющие дополнительный инструментарий в виде статистики по выполненным заданиям, автоматической проверке и анализу допущенных ошибок.
Виртуальные тесты по русскому языку и культуре речи — относительно новый инструментарий проверки знаний, который не может полностью заменить ставшие традиционными способы контроля и который нуждается в совершенствовании и адаптации к нуждам преподавания.