Проверка домашнего задания: сущность и функции
Проверка домашнего задания – традиционный этап урока, который выполняет в процессе обучения многообразные функции:
- позволяет учителю проводить мониторинг текущего уровня подготовки;
- помогает обнаружить и своевременно скорректировать пробелы в знаниях;
- развивает навыки самоконтроля и самооценки;
- актуализирует знания, способствуя повторению и закреплению учебного материала.
Проверка домашнего задания по русскому языку осуществляет, как правило, в два этапа:
- Проверка задания в классе, осуществляемая разными способами: устный фронтальный опрос, индивидуальный опрос у доски, выполнение заданий на карточках, работа с аналогичным по содержанию заданием, самопроверка по образцу.
- Проверка учителем тетради ученика с выставлением отметки за домашнюю работу.
Учителю необходимо подходить к проверке домашнего задания серьезно, сделав ее систематической и обязательной частью работы. Это не только дисциплинирует учеников, но и приучает их к регулярной самостоятельной работе с учебным материалом и формирует навыки языкового самообразования.
Варианты проверки домашнего задания по русскому языку
В условиях современного урока меняются требования к традиционным формам проверки домашней работы. На первый план выходит стимулирование активности детей за счет вовлечения в их интерактивные формы проверки, увеличение доли самостоятельной работы с материалом в сочетании с развивающим характером такой проверки.
Рассмотрим некоторые способы нестандартной проверки домашней работы, которые можно использовать на уроках русского языка:
- Проверка с применением тематического кроссворда или викторины, которые составлены по материалам домашней работы.
- Использование эстафеты, интеллектуальной «дуэли» для оценки правильности выполнения заданий. Форма проверки организуется как состязание между двумя учениками (учебными группами), материалом для заданий являются орфограммы, виды разборов, иные части домашнего задания.
- Игра «Верю, / не верю»: учитель предлагает детям утверждения по теме домашней работы, а они соглашаются или не соглашаются с ними.
- Проверка с помощью перфокарт: ученикам предлагается начертить квадрат с заданными сторонами и разделить его на равные части. Далее каждая часть квадрата нумеруется, в ней выполняются задания (ставится знак «+», в случае согласия с утверждением, пишется пропущенная буква и проч.). Проверка осуществляется с помощью перфокарты, которая заранее готовится учителем.
- «Проверка наоборот»: учитель выводи на экран или пишет на доске выполненное с ошибками здание, а дети должны найти ошибки, исправить их и поставить оценку.
- Проверка в виде творческого диктанта: дети записывают слова с трудно проверяемыми орфограммами или словарные слова с опорой на картинки, анаграммы, загадки и проч.
- Взаимопроверка: ученики обмениваются тетрадями и осуществляют проверку домашней работы друг у друга.
- Проверка по образцу: учитель демонстрирует правильный вариант выполнения задания, с этим образцом дети сравнивают свою работу.
- Опрос-светофор с применением сигнальных карточек разных цветов. В случае если ученик знает ответ, он поднимает карточку зеленого цвета, если сомневается – желтого, при незнании ответа – красного.
- Игра «Собери, пазил»: за каждый правильный ответ на вопрос, связанный с домашним заданием, ученики получают фрагмент общей картинки – пазил. Группа, которая сумеет собрать все пазы и составить картинку, побеждает в игре.
- Проверка в виде конкурса на самый «каверзный» вопрос: задача учеников состоит в том, чтобы дома подготовить трудные вопросы к домашнему заданию. На уроке вопросы (и ответы к ним) озвучиваются, и путем голосования выбирается лучший вопрос.
- «Проверка-рулетка»: учитель приносит на урок волчок, вокруг которого становятся несколько учеников. Тот, на кого укажет волчок, отвечает на вопрос. Группы меняются несколько раз, чтобы поддерживать игровую интригу.
- Проверка с помощью тестов: по материалам домашнего здания составляет тест, который ученики выполняют на оценку.
Условия использования разных форм проверки домашней работы на уроке
Вышеперечисленные формы проверки домашней работы учитель может использовать в зависимости от характера изучаемой темы и типа задания. Например, тематический кроссворд удобнее использовать, когда ученики знакомятся с темой «Лексика». Диктанты и тесты целесообразно использовать для заданий, где есть большое количество орфографического материала. Викторины, игры «Верю / не верю» применяются для проверки теоретического материала: правил, определений, терминов, исключений. Взаимопроверка и самопроверка используется в сильных классах в старшем возрасте, когда ученики обладают достаточным уровнем подготовки к самостоятельной работе.
Групповые формы проверки целесообразно использовать для объемных домашних заданий. В этом случае можно распределить работу межу группами и успеть охватить все части задания. Опросы с помощью перфокарт удобны для массовой индивидуальной проверки небольших заданий по теме.
Таким образом, существуют разные варианты проверки домашнего задания по русскому языку, которые позволяют эффективно организовать этот этап урока и контролировать учебную деятельность детей.