Учебник как жанр образовательного дискурса
Образовательный дискурс как сфера коммуникации существует уже давно, однако, несмотря на длительную историю, актуальными остаются вопросы, связанные с исследованием жанровых особенностей учебных текстов, их дискурсивных стратегий, а также языкового оформления.
Одним из ведущих жанровых разновидностей образовательного дискурса является учебник. Привычность этого понятия не исключает его многозначности. В действительности, понятие «учебник» понимается по-разному в книгоиздательской практике, дидактике и образовательной практике:
- С точки зрения книгоиздания учебник выступает как разновидность учебного издания, содержащего теоретические сведения, касающиеся какой-либо научной дисциплины и структурированного по ступеням обучения.
- В дидактике под учебником понимается основное средство обучения, вид дидактического пособия, содержащего учебные материалы, систематизированные специальным образом для усвоения и закрепления знаний.
- В практике обучения учебник выступает как вспомогательный инструмент для организации работы на учебных занятиях, а также в процессе выполнения домашней работы.
Учебник в пространстве современного образовательного дискурса трансформируется. Так, он утрачивает свою ведущую информативную роль, поскольку информация может быть подана не только с помощью учебника, но и путем изучения других источников (словарь, справочник, энциклопедия, электронный ресурс). Меняется привычный вид учебника: на мену печатному учебнику приходят интерактивные учебные пособия, в которых используется технология дополненной реальности, мультимедийные средства. Кроме этого, меняется подход к оформлению и содержанию учебного материала: они обновляются в соответствии с требованиями образовательных стандартов, приобретают практико-ориентированный, личностно-значимый характер.
Характеризуя учебник как жанр образовательного дискурса, мы можем выделить ряд его жанрообразующих признаков:
- Коммуникативная цель учебника состоит в том, чтобы развить у обучающихся способности и готовность к осуществлению учебной деятельности.
- Адресантом учебника выступают его авторы – создатели или составители, в лице которых выступают обычно авторские коллективы ученых, методистов.
- Адресатом выступает коллектив обучающихся определенной ступени обучения, а также учителя-практики.
- Композиционная структура учебника определяется логикой изложения материала в учебной программе, а также требованиями к учебному изданию. Так, учебник имеет оглавление, справочный аппарат, приложения, содержащие теоретические сведения, памятки, а также систему теоретических сведений, объединенных в параграфы и разделы, практические задания, вопросы, тестовые материалы и проч.
Учебник характеризуется жанровой неоднородностью, наличием нескольких речевых жанров, которые используются в нем:
- жанр научно-учебной статьи,
- жанр определения понятия или термина,
- жанр учебной инструкции,
- жанр учебного задания (вопроса),
- жанр учебной таблицы,
- жанр иллюстрации и проч.
Полижанровая природа учебника обусловливает его направленность на всестороннее развитие универсальных учебных и предметных действий.
Языковое оформление современного учебника
Отдельной характеристики заслуживают языковые особенности учебника:
- Используемый в учебнике стиль относится к научному стилю, научно-учебному подстилю, что обусловливает выбор языковых средств и их использование.
- Лексика, используемая в учебнике, относится к терминологической и общеупотребительной, отсутствуют слова с оценкой, экспрессивным содержанием, а также жаргонная или просторечная лексика.
- Преимущественно используется отвлеченные и конкретные понятия, что обусловлено предметом изложения.
- Морфологические свойства учебника в значительной мере определяются его содержание. Преобладают имена существительные книжного стиля, глаголы с отвлеченной семантикой, относительные прилагательные.
- Среди словообразовательных черт можно выделить преобладание существительных с суффиксами -ени-, -ани, -ний- (горение, сопротивление, трение, написание), сложных существительных (кишечнополостные, вечнозеленый) и др.
- Для синтаксиса учебника характерны особенности, присущие научному стилю в целом, однако имеются и отличия, обусловленные целевым предназначением учебника. Так, учебники, написанные для детей, в синтаксическом отношении более простые: в них преобладают простые распространенные предложения. Чем старше обучающийся, тем сложнее синтаксис учебника. Появляются причастные и деепричастные обороты, возрастает количество сложных предложений, вводятся придаточные предложения со значением причины и следствия.
Таким образом, учебник, трансформируясь под влиянием новых технологией и требований к обучению, меняется, однако сохраняет свои жанровые черты, что обеспечивает единство и преемственность образовательного дискурса.