Основы русской орфографии
Орфография – это функциональный раздел языкознания, в котором регламентируются вопросы, связанные с нормативным отображением слов на письме.
Правила русской орфографии сложились стихийно в процессе развития книжно-письменной формы языка и были кодифицированы к началу XIX века, просуществовав почти столетие. Затем, в 1917 году, система русской орфографии была реформирована, и появился современный её вариант, на который ориентировано школьное обучение.
В основе русской орфографии лежит учёт трех глобальных факторов, влияющих на написание:
- Фонетический фактор, заключающийся в учёте влияния произношения на написание слов. Большинство лексем в русском языке пишутся не так, как произносятся, что необходимо учитывать при обучении орфографии.
- Морфемный фактор, который заключается в учёте принципа единообразия написания частей слов.
- Традиционный фактор, обусловливающий написание тех лексем, чей орфографический облик не объясняется правилами.
Также русская орфография базируется на изучении словообразования и грамматики, потому что многие написания мотивированы либо способом образования слов (например, сложные прилагательные пишутся слитно, если образованы от словосочетаний на основе подчинительной связи: железнодорожный, сельскохозяйственный), либо их грамматическими характеристиками (например, от спряжения глагола зависит выбор суффикса действительного причастия наст. времени: самоклеящаяся бумага – колющийся предмет).
Трудности русской орфографии
Трудности, связанные с правописанием, обусловлены объективной сложностью русской орфографической системы, включающей множество орфограмм как в определённых позициях в слове, так и в написании частей речи.
Попытка построить типологию орфографических трудностей приводит к выделению более десятка случаев сложных написаний, к которым можно отнести:
- Правописание корней с безударными, труднопроверяемыми и чередующимися гласными: (например, винегрет, дизентерия, снегирь, пескарь, полог, росток, сочетание).
- Написание заимствованных слов, не подчиняющихся принципам русской орфографии (например, терраса, пассажир, аккомпанировать).
- Правописание заглавной буквы в именах собственных и названиях.
- Правописание приставок пре- и при-, особенно в тех случаях, которые не регламентируются основным правилом или зависят от смысла слова (пребывать в командировке– прибывать на вокзал, предать товарищей – придать тесту форму).
- Правописание сложных слов (например, лесостепь, диван-кровать, выпукло-вогнутый, общественно-исторический, сельскохозяйственный).
- Слитное и раздельное написание слов различных лексико-грамматических классов с отрицательными частицами (не мог не знать, не раз ошибался, ни разу не ошибся).
- Правописание служебных слов и наречий (то же самое сделал / тоже сделал, вследствие, впоследствии, по-видимому, сбоку, на боку и др.).
- Написание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных (кованая лошадь – подкованная лошадь, печёная рыба – печённая с овощами рыба).
- Правописание слов с орфографическим обликом, закрепившимся исторически: калач, дощатый, вощаной.
- Правописание падежных окончаний, личных безударных глагольных флексий, зависящих от типа спряжения (положить в вареньЕ – специалист в мыловарениИ, приехал к МарьЕ – был у МариИ, слышит, стелют, колют, клеят и проч.).
Существуют и иные классификации, в основу которых положен принцип учёта условий выбора орфограмм:
- Орфограммы, выбор которых обусловлен смысловым принципом: например, наличие пробела как сигнала границы между словами, употребление прописной буквы в собственных именах или названиях.
- Орфограммы, базирующиеся на знании грамматических правил (написание окончаний, слитное написание приставок и раздельное написание предлогов).
- Традиционные орфограммы, включающие правописание словарных слов.
- Формально-грамматические, связанные с регулярностью воспроизведения на письме определённых суффиксов (например, правопсиание суффисков –чив-, -лив-, выбор вариантов морфем –чик-/-щик-, -ек-/-ик-).
Методы и приемы преодоления орфографических ошибок
Сложности, существующие в системе правописания, ведут к появлению орфографических ошибок. Для их преодоления и профилактики развития дизорфографии в школьном курсе языкознания проводится целенаправленная работа по предупреждению и устранению орфографических недочётов. Она включает следующие аспекты:
- Развитие орфографический зоркости, то есть умений «видеть» орфограмму в тексте, выделять её опознавательные признаки и применять условия правила.
- Тренировочные упражнения на отработку разных случаев написания.
- Составление обобщающих таблиц и схем, облегчающих запоминание орфограмм.
- Словарно-орфографическая подготовка.
- Обучение умению работать с орфографическими словарями и справочниками.
- Соблюдение единого орфографического режима.
- Приучение к самоконтролю в процессе письма.
Сопутствующими методами развития грамотности являются:
- Формирование интереса к систематическому чтению различной литературы.
- Обогащение словарного состава.
- Развитие навыков морфемно-словообразовательного анализа и уяснение структуры слов.
- Знакомство с грамматическими категориями и их связями с правописанием.
Грамотно выстроенная система работа по сопутствующему повторению уже изученных орфограмм и отработке ошибок, допущенных в диктантах и различных видах творческих работ, способствует повышению грамотности учащихся.