Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Трудности русской орфографии

Основы русской орфографии

Определение 1

Орфография – это функциональный раздел языкознания, в котором регламентируются вопросы, связанные с нормативным отображением слов на письме.

Правила русской орфографии сложились стихийно в процессе развития книжно-письменной формы языка и были кодифицированы к началу XIX века, просуществовав почти столетие. Затем, в 1917 году, система русской орфографии была реформирована, и появился современный её вариант, на который ориентировано школьное обучение.

В основе русской орфографии лежит учёт трех глобальных факторов, влияющих на написание:

  • Фонетический фактор, заключающийся в учёте влияния произношения на написание слов. Большинство лексем в русском языке пишутся не так, как произносятся, что необходимо учитывать при обучении орфографии.
  • Морфемный фактор, который заключается в учёте принципа единообразия написания частей слов.
  • Традиционный фактор, обусловливающий написание тех лексем, чей орфографический облик не объясняется правилами.

Также русская орфография базируется на изучении словообразования и грамматики, потому что многие написания мотивированы либо способом образования слов (например, сложные прилагательные пишутся слитно, если образованы от словосочетаний на основе подчинительной связи: железнодорожный, сельскохозяйственный), либо их грамматическими характеристиками (например, от спряжения глагола зависит выбор суффикса действительного причастия наст. времени: самоклеящаяся бумага – колющийся предмет).

Трудности русской орфографии

Трудности, связанные с правописанием, обусловлены объективной сложностью русской орфографической системы, включающей множество орфограмм как в определённых позициях в слове, так и в написании частей речи.

Попытка построить типологию орфографических трудностей приводит к выделению более десятка случаев сложных написаний, к которым можно отнести:

  1. Правописание корней с безударными, труднопроверяемыми и чередующимися гласными: (например, винегрет, дизентерия, снегирь, пескарь, полог, росток, сочетание).
  2. Написание заимствованных слов, не подчиняющихся принципам русской орфографии (например, терраса, пассажир, аккомпанировать).
  3. Правописание заглавной буквы в именах собственных и названиях.
  4. Правописание приставок пре- и при-, особенно в тех случаях, которые не регламентируются основным правилом или зависят от смысла слова (пребывать в командировке– прибывать на вокзал, предать товарищей – придать тесту форму).
  5. Правописание сложных слов (например, лесостепь, диван-кровать, выпукло-вогнутый, общественно-исторический, сельскохозяйственный).
  6. Слитное и раздельное написание слов различных лексико-грамматических классов с отрицательными частицами (не мог не знать, не раз ошибался, ни разу не ошибся).
  7. Правописание служебных слов и наречий (то же самое сделал / тоже сделал, вследствие, впоследствии, по-видимому, сбоку, на боку и др.).
  8. Написание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных (кованая лошадь – подкованная лошадь, печёная рыба – печённая с овощами рыба).
  9. Правописание слов с орфографическим обликом, закрепившимся исторически: калач, дощатый, вощаной.
  10. Правописание падежных окончаний, личных безударных глагольных флексий, зависящих от типа спряжения (положить в вареньЕ – специалист в мыловарениИ, приехал к МарьЕ – был у МариИ, слышит, стелют, колют, клеят и проч.).
«Трудности русской орфографии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Существуют и иные классификации, в основу которых положен принцип учёта условий выбора орфограмм:

  1. Орфограммы, выбор которых обусловлен смысловым принципом: например, наличие пробела как сигнала границы между словами, употребление прописной буквы в собственных именах или названиях.
  2. Орфограммы, базирующиеся на знании грамматических правил (написание окончаний, слитное написание приставок и раздельное написание предлогов).
  3. Традиционные орфограммы, включающие правописание словарных слов.
  4. Формально-грамматические, связанные с регулярностью воспроизведения на письме определённых суффиксов (например, правопсиание суффисков –чив-, -лив-, выбор вариантов морфем –чик-/-щик-, -ек-/-ик-).

Методы и приемы преодоления орфографических ошибок

Сложности, существующие в системе правописания, ведут к появлению орфографических ошибок. Для их преодоления и профилактики развития дизорфографии в школьном курсе языкознания проводится целенаправленная работа по предупреждению и устранению орфографических недочётов. Она включает следующие аспекты:

  1. Развитие орфографический зоркости, то есть умений «видеть» орфограмму в тексте, выделять её опознавательные признаки и применять условия правила.
  2. Тренировочные упражнения на отработку разных случаев написания.
  3. Составление обобщающих таблиц и схем, облегчающих запоминание орфограмм.
  4. Словарно-орфографическая подготовка.
  5. Обучение умению работать с орфографическими словарями и справочниками.
  6. Соблюдение единого орфографического режима.
  7. Приучение к самоконтролю в процессе письма.

Сопутствующими методами развития грамотности являются:

  1. Формирование интереса к систематическому чтению различной литературы.
  2. Обогащение словарного состава.
  3. Развитие навыков морфемно-словообразовательного анализа и уяснение структуры слов.
  4. Знакомство с грамматическими категориями и их связями с правописанием.

Грамотно выстроенная система работа по сопутствующему повторению уже изученных орфограмм и отработке ошибок, допущенных в диктантах и различных видах творческих работ, способствует повышению грамотности учащихся.

Дата последнего обновления статьи: 24.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot