Тестирование на уроках русского языка как основа подготовки к ГИА
В сегодняшнем языковом образовании тестирование занимает одно из центральных мест, так как является основной формой проверки знаний и умений в период итоговой государственной аттестации по предмету. Поэтому тестовые задания внедряются в практику обучения, используются на этапах текущего и итогового контроля, а также для отработки практических навыков применения полученных знаний. В преподавании русского языка особенно важен грамотный подход к применению тестов и тестового материала на уроке, чтобы не свести языковое развитие к формальному выбору верного или неверного ответа и не обеднить тем самым речевую деятельность учащегося.
Тестирование представляет собой разновидность дидактического упражнения, которое реализует в основном контрольную функцию и предполагает стандартную процедуру организации и прохождения для объективной оценки уровня обученности по предмету.
Тестирование также выступает и как один из видов учебной деятельности на уроке, который позволяет восполнить пробелы в знаниях и умениях и эффективно подготовиться к государственной итоговой аттестации.
Использование тестового подхода на уроках в старших классах опирается на ряд принципов:
- Принцип развития активности и самостоятельности, который основан самостоятельном поиске учащимися верного ответа на вопрос с помощью теоретического материал учебника, дополнительных сведений из различных информационных источников: справочники, энциклопедии, словари, ресурсы сети Интернет.
- Принцип непрерывности применения метода, основанный на том, что тестовые задания по освоенной теме, близкие к формату ГИА, используются на всех ступенях обучения, чтобы выработать у учащегося основы работы с заданиями такого формата.
- Принцип доступности и познавательной сложности задания, стимулирующий осваивать новые знания и вырабатывать умения их практического использования.
- Принцип новизны, который касается формы проведения тестирования (использование компьютерного тестирования, тестирование с комментированием, предупредительные тесты и проч.).
Организация работы с тестами на уроках русского языка
Для реализации комплексного подхода к обучению работе с тестами недостаточно применять их на уроках эпизодически как средство контроля. Необходимо организовать систематическую работу с тестовым материалом, сделав его «помощником» в обучении. Так, преподаватель может включить тестовый материал в структуру учебного процесса:
- В начале освоения новой темы учащимся предлагается вариант теста, который заостряет их внимание на тех явлениях языка, которые будут изучены. В процессе продвижения в теме ученики могут обращаться к материалам теста (для этого он размещается на стенде в классе), чтобы оценить уровень своего прогресса.
- Для мотивации учащихся также эффективно использовать модель «перевернутого урока», который начинается с теста по новой теме. После его выполнения дети погружаются в изучение новой темы и по-другому оценивают свою работу на уроке. В конце занятия учитель вновь обращается к тесту и предлагает на основе полученных знаний исправить ошибки, допущенные при первичном выполнении теста.
- В ходе отработки языковых навыков тестовые задания могут использоваться как вариант тренировочного упражнения, многократное повторение которого обеспечивает закрепление умений и переход их в разряд языковых навыков.
- На этапе текущего контроля тесты позволяют каждому оценить свой уровень обученности, а также выявляют проблемные точки обучения, определяя возможные варианты корректировки.
- В период итогового контроля тесты используются как средство быстрой, объективной, стандартной оценки знаний и умений учащихся.
Разнообразить тестовый материал и работу с ним помогают творческие задания, которые используются для развития разных видов речевой деятельности:
- «Филологический турнир», который организуется как соревнование команд по решению тестовых заданий.
- «Живой тест»: формат, при котором учащиеся представляют каждое тестовое задание, комментируют его содержание, варианты выполнения, а также типичные ошибки.
- Составление и защита собственных тестов по теме.
- Проведение теста в формате квеста, викторины, где каждое последующее задание является ключом к предыдущему.
Такой подход к организации работы с тестовым материалом на уроке русского языка позволяет развить навыки его выполнения и снизить уровень тревожности в процессе подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку. Это, в свою очередь, сказывается на результативности все предэкзаменационной работы в целом и позволяет достичь высоких показателей обученности.