«Тест-вызов» как метод стимуляции познавательной деятельности в преподавании русского языка
В преподавании русского языка особую роль играют приемы мотивации к изучению грамматических норм. Как правило, современные ученики часто уделяют незначительное внимание теоретической подготовке по предмету, что сказывается как на результатах обучения, так и на общем уровне грамотности и культуры речи. Более того, школьные правила и нормы речевой культуры, изучаемые в процессе освоения дисциплины, многие учащиеся считают сложными для запоминания и усвоения, что еще больше снижает познавательный интерес и мотивацию к работе с теорией.
Задача учителя в данном случае – помочь учащимся почувствовать важность, значимость теоретических сведений для формирования мотивации к освоению норм устной и письменной речи. Одно из средств мотивации к учению – использование «теста-вызова» на уроках русского языка.
Прием «тест-вызов» представляет собой разновидность дидактического материала, который содержит учебную трудность (проблему), разрешение которой связано с овладением теоретическими сведениями, необходимыми для ее разрешения.
Прием «тест-вызов» может использоваться на разных этапах урока, однако наиболее эффективен он на этапе вхождения в тему, когда учащиеся еще не приступили к ее изучению. Работа с тестом по неизученной теме заставляет школьников определить пробелы в знаниях, выявить учебный дефицит, с которым они столкнулись при выполнении задания, и сформировать личную заинтересованность в получении знаний и навыков, необходимых для успешного выполнения теста.
Применение приема «тест-вызов» на уроках русского языка возможно в любом классе применительно к различным темам: правописным, грамматическим, лексическим. Такой тест может быть предложен и в качестве опережающего домашнего задания по теме, что позволит вызвать у учащихся интерес к теме следующего урока, обеспечит первоначальное знакомство со сведениями, которые будут предметом учебного обсуждения.
Применение приема «тест-вызов» предполагает разработку педагогом тестовых заданий, выполнение которых невозможно без опоры на новые знания и умения. В результате ученик сталкивается с учебным затруднением, преодолеть которое он способен только при внимательной и активной работе на уроке.
Методика подготовки и использования на уроке «теста-вызова»
Рассмотрим методику составления и применение «теста-вызова» на примере темы «Род несклоняемых имен существительных». Последовательность работы с тестом включает несколько этапов:
- Выделение дидактических единиц, подлежащих усвоению на уроке, учителем и оценка учебных затруднений, которые связаны с их изучением. Для несклоняемых существительных это общие правила определения рода, исключения, касающиеся родовой принадлежности отдельных лексем, а также определение родовой принадлежности географических названий, которые не склоняются.
- Составление заданий, отражающих разные аспекты изучаемой темы, в том числе и исключения.
- Включение в каждое задание примеров, которые будут использоваться в дальнейшем на уроке в процессе изучения темы.
- Разработка эталона для самопроверки или взаимопроверки правильности выполнения теста (вместо эталона учитель может использовать сигнальные карточки, которые акцентируют внимание ученика на заданиях и возможных ошибках).
- Рефлексия и оценка результативности теста. Она может проводиться в конце урока, когда учащиеся повторно выполняют сходный (или тот же самый тест), но уже вооруженные знаниями по новой теме, и с последующим сравнением первичных и вторичных результатов.
Примерные вопросы (задания) для «теста-вызова» по теме «Род несклоняемых имен существительных» могут выглядеть следующим образом:
- Как правильно согласовать существительные с прилагательными: «горячее кофе» или «горячий кофе»; «умное шимпанзе» или «умный шимпанзе»; «вкусный манго» или «вкусное манго»? Правильный вариант подчеркните.
- Вычеркните из списка слов те, которые не относятся к мужскому роду: салями, колибри, рефери, кофе, бри, сулугуни, бренди, торнадо, пенальти, пальто, кашне, домино.
- Как правильно сказать: «высокий Килиманджаро» или «высокая Килиманджаро»?
- Найдите ошибку в предложении: «Многолюдное Токио растет с каждым годом».
- Заполните пропуски в тексте: «Болтлив… какаду здесь помещался рядом самкой кенгуру. Кенгуру кормил… детеныша, а маленьк… пони с роскошной гривой стоял… рядом с мрачн… шимпанзе».
- Прочитайте слова, установите закономерность в последовательности, допишите свои примеры (2-3 примера): авеню, колибри, кольраби…
В процессе выполнения «теста-вызова» неизбежны ошибки, однако их роль состоит в том, чтобы акцентировать внимание учащихся на рудных случаях согласования в русском языке, помочь более внимательно работать на уроке, разбирая разные случаи согласования, обусловленные родовой принадлежностью несклоняемых существительных.
Таким образом, прием «тест-вызов» выступает эффективным методом стимуляции познавательной деятельности в преподавании русского языка.