Технология разминки на уроках РКИ
В преподавании русского языка как иностранного большую роль играет правильная организация учебного занятия, предполагающая четкое структурирование этапов и сочетание разных видов учебной и языковой деятельности.
Начальный этап занятия создает необходимую мотивацию, помогает настроиться на содержание занятия, подготавливает учеников к восприятию новой информации. Поэтому необходимо уделять этому этапу урока повышенное внимание, сосредоточившись на проведении языковой разминки, необходимой для успешного проведения занятия.
Разминка – начальный этап урока РКИ, который занимает не больше пяти-семи минут и направлен на создание необходимого настроя и развитие учебной мотивации.
Разминка представляет собой сочетание небольших речевых упражнений, которые помогают ученику войти в атмосферу урока, снимают психологический дискомфорт и страх перед общением на чужом языке, помогают актуализировать изученную лексику и грамматику.
Правила проведения разминки заключаются в следующем:
- Краткость, ограниченность во времени (разминка не должна занимать более семи минут урока).
- Связь с темой занятия, доступность и понятность для инофонов.
- Увлекательный характер, способность пробуждать интерес.
- Направленность на активизацию речевой деятельности учеников.
- Сочетание различных методов и приемов работы (групповая, парная, индивидуальная).
Приемы проведения разминки
Виды упражнений, используемые на этапе разминки на занятиях РКИ:
- Беседа. Это универсальное упражнение, которое можно использовать в группе с любой численностью и уровнем владения языком. Тематика беседы подбирается с учетом уровня владения языком, а также на основании личных интересов учеников. Это может быть краткая беседа о погоде, каких-то событиях в жизни ученика или новостях культурной жизни.
- Отгадывание темы занятия. Этот прием активизирует внимание и познавательный интерес, поэтому может с успехом использоваться для стимуляции учебной деятельности. Преподаватель предлагает ученикам фотографию, картинку или коллаж и просит угадать, о чем сегодня будет речь на уроке. В процессе выдвижения версий и их обсуждения происходит общение на русском языке, актуализируются необходимая лексика и грамматические конструкции, и ученики легче включаются в атмосферу урока.
- «Пять моих любимых вещей». Преподаватель записывает на доске пять своих любимых вещей (занятий) и кратко объясняет, почему они ему нравятся. Задача учеников – рассказать о своих пяти любимых вещах и пояснить, почему именно они стали любимыми.
- Игра «Согласен / не согласен»: учитель предлагает пять-шесть утверждений, связанных с темой будущего урока, и просит учеников высказать свое мнение, согласиться с утверждением или опровергнуть его и аргументировать свой ответ в одном предложении.
- Игра «Опиши себя», которая не только создает положительный настрой, но и помогает ученику вспомнить необходимую атрибутивную лексику. Суть упражнения заключается в том, чтобы назвать свое имя и описать себя с помощью прилагательного, которое начинается на ту же букву, что и имя ученика. Например: «Я Сабина, я серьезная», «Я Тимур, и я трудолюбивый».
- «Продолжи фразу». Преподаватель раздает ученикам карточки с начальными частями хорошо известных им фраз (это могут быть приветствие / прощание, вежливые фразы и проч.). Задача ученика – продолжить фразу.
- Работа в парах. Например, преподаватель просит учеников разбиться на пары, в течение нескольких секунд внимательно наблюдать друг за другом, а потом по памяти описать внешность соседа. Другой вариант работы в парах – ученики должны за несколько секунд найти пять вещей, которые их объединяют, делают похожими, и рассказать о них по шаблону «У меня так же, как и у …, есть…».
- Работа с лексикой. На этапе разминки ученикам можно предложить список изученных слов и предложить разные задания к нему: составить вопросы с данными словами; назвать их значение; распределить слова по тематическим группам и проч.
- Игровое упражнение «Как это со мной связано?» Преподаватель записывает на доске три существительных или глагола и просит угадать учеников, как эти слова могут быть связаны с преподавателем. Например: кошка, лук, Италия. Варианты ответов: У вас есть кошка. Вы не любите лук. Вы хотите поехать в Италию в отпуск. После выполнения задания учитель предлагает ученикам разбиться на пары (тройки), назвать по три существительных или глагола и объяснить, как они могут быть связаны с каждым из них.
- Интересной идеей для разминки является исполнение песни на русском языке, которая нравится ученикам. Песни могут подбираться заранее, в этом случае преподаватель обговаривает выбор песни в конце занятия, чтобы в начале следующего урока все ученики были готовы ее исполнить.
- Отгадывание загадок. Обычно ученики-инофоны с интересом знакомятся с русским фольклором, поэтому отгадывание народных загадок как разминка к уроку является не только тренировкой речевых навыков, но и средством погружения в национальную культуру.
- Просмотр видеоролика или фрагмента мультфильма, тематически связанного с уроком. После просмотра преподаватель предлагает ответить на вопросы: «О чем видеофрагмент? Кто его герои? Как увиденное связано с темой урока? Какие новые слова (выражения) появились в видеофрагменте и что они означают?»
Использование данных приемов в начале урока позволяет настроить учеников-инофонов на проведение занятия РКИ, снимает психологические барьеры в общении, стимулирует различные виды языковой активности.