Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Технология организации дебатов в урочной и внеурочной деятельности

Дебаты как педагогический прием в преподавании русского языка

В системе языкового образования в школе большую роль играют такие формы организации учебного процесса, которые стимулируют активность учащихся и способствуют развитию навыков устной речи. Именно коммуникативное развитие школьника является главной целью языкового обучения, направленного на формирование навыков свободного использования языковых средств общения в любой ситуации и сфере.

Традиционные формы работы на уроке способствуют в основном развитию письменных навыков. В традиционном преподавании большое внимание уделяется вопросам формирования культуры письменной речи учащихся, соблюдение норм общения, при этом вопросы, связанные с развитием устной связной речи остаются на периферии языкового обучения. Между тем важность именно устной коммуникации определяется тем, что она является доминирующей в жизни человека, а также тем, что развитые навыки устной речи являются востребованной частью коммуникативных компетенций, необходимых будущему специалисту в различных профессиональных сферах. Это обусловливает обращение в практике преподавания русского языка и литературы к такой форме развития устной речи, как дебаты.

Определение 1

Дебаты в школе представляют собой педагогический прием, основанный на организации ситуации учебной дискуссии, конструктивного спора по актуальным вопросам общественной жизни или на морально-этические темы.

Определение 2

Дебаты выступают как жанр агональной риторики, это значит, что в основе дебатов лежит состязание между оппонентами, каждый из которых стремится обосновать свою точку зрения на проблему, часто отличную от точки зрения оппонента.

Жанровыми особенностями дебатов выступают:

  1. Наличие актуальной темы дискуссии, подлежащей обсуждению с разных точек зрения
  2. Участие в дискуссии ограниченного количества собеседников (не более пяти), что позволяет каждому участнику высказать свое мнение и выслушать мнение других.
  3. Наличие плана дискуссии, задаваемого модератором. Это может быть система вопросов, на которые последовательно отвечают оппоненты, высказывая свою позицию относительно предложенной темы.
  4. Ограниченность времени высказывания, наличие регламента, который не может быть превышен
  5. Требования к соблюдению культуры аргументации и этики спора (отказ от грубости, словесных и логических уловок, оскорблений в адрес оппонента и проч.).
  6. Конструктивность критики позиции оппонентов, обоснованность суждений, доказательность.
«Технология организации дебатов в урочной и внеурочной деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Технология организации дебатов в урочной и внеурочной деятельности

Техника организации дебатов определяется жанровыми особенностями этого типа дискуссии и включает несколько этапов:

  1. Постановка цели мероприятия и определение его места в системе работы по развитию устной коммуникации в школе.
  2. Выбор темы дебатов и ее согласование с участниками. Тема должна быть актуальной и интересной для участников, а также соответствовать их возрасту и уровню подготовки.
  3. Разработка сценария дебатов, их содержательной части, включающей вопросы ведущего (модератора), примерное содержание ответов выступающих, выводы, полученные в ходе проведения дебатов.
  4. Разработка сценария индивидуальных выступлений учащихся, их корректировка с учетом выявленных речевых недочетов.
  5. Проведение дебатов в соответствии с планом.
  6. Оценка результатов мероприятия и его роли в развитии речевой культуры учащихся.

Дебаты проводятся как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Дебаты в ходе уроков организуются на темы, связанные с программой. Это могут быть дебаты по проблематике изучаемых литературных произведений (например, дебаты на тему «Можно ли назвать Печорина положительным героем?»), а также дебаты на лингвистические темы («Нужны ли нам заимствованные слова?», «Опасен ли сленг для языка?»). В ходе проведения урочных дебатов действуют следующие правила:

  1. Дебаты проводятся в рамках одного урока в одном классе.
  2. Дебаты организуются между учебными группами, в каждой из которых есть эксперты по теме, спикер, секретарь, редактор, совместно составляющие текст выступления.
  3. Дебаты производятся по строго определенному сценарию, и учитель руководит работой учебных групп.
  4. Оценивание дебатов производится как внутри каждой группы, так и самим учителем.
  5. Эффективность дебатов определяется степень развития мотивации к изучению темы или решения каких-либо дидактических целей.

Дебаты во внеурочной деятельности менее строгие по форме и по содержанию. Их тематика не привязана к какой-то теме учебной дисциплины. Чаще всего предметом обсуждения становятся морально-этические или злободневные общественные проблемы (экология, образование, культура, современная наука и прогресс, искусство и проч.). Участники дебатов более свободны в выражении собственного мнения, привлечения аргументов из различных источников информации (литературных произведений, данных науки, статистики и проч.). В ходе организации внеурочных дебатов участники не ограничиваются одним классом: дебаты могут быть между представителями разных классов и разных параллелей. Кроме этого, можно организовать дебаты между учителями и учащимися.

Дидактическая ценность дебатов состоит в том, что они способствуют формированию навыков коммуникации, выражения и защиты собственной точки зрения, аргументации. Также дебаты являются технологией развития критического мышления и способствуют выработке мировоззренческих установок на основе анализа и сопоставления разных точек зрения.

Дата последнего обновления статьи: 22.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot