Дебаты как педагогический прием в преподавании русского языка
В системе языкового образования в школе большую роль играют такие формы организации учебного процесса, которые стимулируют активность учащихся и способствуют развитию навыков устной речи. Именно коммуникативное развитие школьника является главной целью языкового обучения, направленного на формирование навыков свободного использования языковых средств общения в любой ситуации и сфере.
Традиционные формы работы на уроке способствуют в основном развитию письменных навыков. В традиционном преподавании большое внимание уделяется вопросам формирования культуры письменной речи учащихся, соблюдение норм общения, при этом вопросы, связанные с развитием устной связной речи остаются на периферии языкового обучения. Между тем важность именно устной коммуникации определяется тем, что она является доминирующей в жизни человека, а также тем, что развитые навыки устной речи являются востребованной частью коммуникативных компетенций, необходимых будущему специалисту в различных профессиональных сферах. Это обусловливает обращение в практике преподавания русского языка и литературы к такой форме развития устной речи, как дебаты.
Дебаты в школе представляют собой педагогический прием, основанный на организации ситуации учебной дискуссии, конструктивного спора по актуальным вопросам общественной жизни или на морально-этические темы.
Дебаты выступают как жанр агональной риторики, это значит, что в основе дебатов лежит состязание между оппонентами, каждый из которых стремится обосновать свою точку зрения на проблему, часто отличную от точки зрения оппонента.
Жанровыми особенностями дебатов выступают:
- Наличие актуальной темы дискуссии, подлежащей обсуждению с разных точек зрения
- Участие в дискуссии ограниченного количества собеседников (не более пяти), что позволяет каждому участнику высказать свое мнение и выслушать мнение других.
- Наличие плана дискуссии, задаваемого модератором. Это может быть система вопросов, на которые последовательно отвечают оппоненты, высказывая свою позицию относительно предложенной темы.
- Ограниченность времени высказывания, наличие регламента, который не может быть превышен
- Требования к соблюдению культуры аргументации и этики спора (отказ от грубости, словесных и логических уловок, оскорблений в адрес оппонента и проч.).
- Конструктивность критики позиции оппонентов, обоснованность суждений, доказательность.
Технология организации дебатов в урочной и внеурочной деятельности
Техника организации дебатов определяется жанровыми особенностями этого типа дискуссии и включает несколько этапов:
- Постановка цели мероприятия и определение его места в системе работы по развитию устной коммуникации в школе.
- Выбор темы дебатов и ее согласование с участниками. Тема должна быть актуальной и интересной для участников, а также соответствовать их возрасту и уровню подготовки.
- Разработка сценария дебатов, их содержательной части, включающей вопросы ведущего (модератора), примерное содержание ответов выступающих, выводы, полученные в ходе проведения дебатов.
- Разработка сценария индивидуальных выступлений учащихся, их корректировка с учетом выявленных речевых недочетов.
- Проведение дебатов в соответствии с планом.
- Оценка результатов мероприятия и его роли в развитии речевой культуры учащихся.
Дебаты проводятся как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Дебаты в ходе уроков организуются на темы, связанные с программой. Это могут быть дебаты по проблематике изучаемых литературных произведений (например, дебаты на тему «Можно ли назвать Печорина положительным героем?»), а также дебаты на лингвистические темы («Нужны ли нам заимствованные слова?», «Опасен ли сленг для языка?»). В ходе проведения урочных дебатов действуют следующие правила:
- Дебаты проводятся в рамках одного урока в одном классе.
- Дебаты организуются между учебными группами, в каждой из которых есть эксперты по теме, спикер, секретарь, редактор, совместно составляющие текст выступления.
- Дебаты производятся по строго определенному сценарию, и учитель руководит работой учебных групп.
- Оценивание дебатов производится как внутри каждой группы, так и самим учителем.
- Эффективность дебатов определяется степень развития мотивации к изучению темы или решения каких-либо дидактических целей.
Дебаты во внеурочной деятельности менее строгие по форме и по содержанию. Их тематика не привязана к какой-то теме учебной дисциплины. Чаще всего предметом обсуждения становятся морально-этические или злободневные общественные проблемы (экология, образование, культура, современная наука и прогресс, искусство и проч.). Участники дебатов более свободны в выражении собственного мнения, привлечения аргументов из различных источников информации (литературных произведений, данных науки, статистики и проч.). В ходе организации внеурочных дебатов участники не ограничиваются одним классом: дебаты могут быть между представителями разных классов и разных параллелей. Кроме этого, можно организовать дебаты между учителями и учащимися.
Дидактическая ценность дебатов состоит в том, что они способствуют формированию навыков коммуникации, выражения и защиты собственной точки зрения, аргументации. Также дебаты являются технологией развития критического мышления и способствуют выработке мировоззренческих установок на основе анализа и сопоставления разных точек зрения.