Предпосылки опережающего обучения в языковом образовании
В современных условиях преподавания возрастает роль активных методов обучения с одновременным поиском техник оптимизации процессов усвоения материала. Информационный поток, с которым взаимодействую учащиеся каждый день, негативно сказывается на их познавательных процессах, рассредоточивая внимание и ослабляя концентрацию. Поэтому большая роль в развитии смысловых связей между явлениями мира, а также изучаемыми научными феноменами принадлежит целенаправленному процессу обучения, формирующему целостную картину научного мировоззрения.
На уроках русского языка принцип целостности изучаемых языковых явлений особенно важен, так как язык представляет собой системное образование, обладающее внутренней упорядоченной структурой и совокупностью связей между компонентами системы, обеспечивающей ее устойчивость и разнообразие. Поэтому изучение языковых явлений в системе является базовой предпосылкой для формирования представлений о системно-структурном строении языка. Однако принципу системности противоречит содержание школьного курса, который предполагает разбиение материал по ступеням обучения, дозированную подачу сведений, исключающую подчас возможность комплексного подхода к изучаемому явлению. Например, при изучении темы «Имя прилагательное» учащиеся усваивают разные аспекты данного раздела в соответствии с логикой учебного курса на разных этапах обучения. Сначала формируется представление о прилагательном как части речи и его морфологических признаках, затем расширяется представление о лексико-грамматических разрядах прилагательных, способе их образования, нормах употребления в речи, правописании, а также синтаксической функции. Такой подход удобен с точки зрения экономии времени и усилий учащихся, однако вредит формированию системного представления о прилагательном как о части речи и его свойствах. Поэтому в таких случаях педагоги используют технику опережающего обучения, направленную на усвоение содержания учебного материала, разделенного во времени, комплексно, в рамках одной темы.
Технология опережающего обучения на уроках русского языка
Опережающее обучение представляет собой педагогическую технологию обучения, при которой реализуется принцип блочно-модульной подачи материала и комплексного усвоения учебного материала в рамках взаимосвязанных тем, которые обычно отнесены к разным разделам учебной программы.
Основные свойства опережающего обучения:
- Повышение удельного веса теоретического материала, который дается учителем вне рамок школьной программы.
- Увеличение времени, затрачиваемого на самостоятельную работу учащихся по теме.
- Введение нестандартных, редко применяемых в школе форм и методов подачи материала (лекционное занятие, практикум, семинар).
- Применение разнообразных заданий, способствующих закрепление материала на практике.
- Опора на средства наглядности, применение мнемонических техник и приемов для запоминания материала.
- Увеличение доли учебной инфографики среди дидактических материалов, применяемых на уроке.
Методика реализации техники опережающего обучения состоит в объединении учебного материала, относящегося к разным разделам программы, но имеющего содержательные связи, в составе одной темы. Принцип опережающего обучения может быть реализован применительно к различным разделам языкознания:
- При изучении орфографии могут быть объединены темы, имеющие отношение к одной части речи или одному типу орфограмм. Например, орфограмма «Буквы О, Е, Е после шипящих в разных частях слова различных частей речи» может быть изучена комплексно, в рамках единой системы уроков, а не рассредоточено с привязкой к определенной части речи.
- При рассмотрении грамматических тем, которые относят к одной части речи или одному грамматическому явлению. Яркий пример – изучение условий постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении в 5 классе. Обычно учащиеся знакомятся с одним из условий нормы (тире при выражении обоих компонентов предикативной основы существительными в именительном падеже), однако целесообразно расширить эти представления и познакомить с другими условиями постановки тире, а также случаями, когда тире не ставится.
- При изучении лексических тем целесообразно комплексное формирование представлений о происхождении слов, их сфере употребления, функциональной окраске, системных отношениях в лексике. Поэтому те сведения, которые изучаются в 5-6 классах, могут быть объединены в рамках одной темы.
При организации опережающего обучения главной проблемой выступает повышение трудоемкости темы, поскольку количество учебного времени, отводимого на ее изучение, фактически остается прежним, а содержание материала, который необходимо освоить, резко возрастает. При этом остается вопрос прочности запоминания материала в условиях дефицита времени на его изучение.