Техника «Воронка» в изучении орфограмм
Подход к изучению орфографии в школе базируется на ряде принципов, отражающих последовательность формирования орфографического навыка:
- Усвоение орфограммы в совокупности ее опознавательных признаков.
- Нахождение орфограммы в слове.
- Дифференциация орфограмм, сходных по определенным критериям.
- Выбор правильного варианта написания.
В процессе усвоения правописных навыков возможно различные искажения, которые ведут к появлению орфографических ошибок. Работа по корректировке допущенных ошибок составляет важную часть развития орфографической грамотности. При этом практика показывает, что школьники редко способны самостоятельно найти ошибки в своей работе, а также исправить их с опорой на изученное правило. Кроме этого, даже выявленная и отработанная ошибка не исключает возможности ее повторного появления в письменных работах. Это связано со многими факторами: возрастными, психологическими, методическими. Поэтому учителю необходимо выстраивать работу по изучению орфограмм и коррекции ошибок таким образом, чтобы сосредоточить внимание учащихся на потенциально опасных с точки зрения правописания местах в слове. С этой целью в методике преподавания русского языка в школе используется техника «Воронка», относящаяся к приемам эффективного обучения.
Техника «Воронка» является одним из приемов изучения орфограмм, который базируется на методике фиксации учащихся на допущенных ошибках с целью многократного повторения изученной орфограммы.
Суть техники «Воронка» основывается на графической модели воронки, постепенно сужающейся к основанию. На входном этапе «Воронки» фиксируется сто процентов учебного материала, подлежащего усвоению. Из этого количества орфограмм (слов на данную орфограмму) отбирается определенный процент, в котором учащиеся допустили ошибки. Затем происходит отработка данных слов с использованием различных техник повторения. После фиксации результатов проводится срез, в ходе которого опять выявляется процент ошибочных написаний, и так далее. В конце концов, в основании «Воронки» не остается слов с ошибочным написанием.
Преимущества данной техники заключается в том, что учащиеся фиксируются на конкретных учебных затруднениях, которые возникают при освоении орфограммы. Основные методические функции приема «Воронка» заключаются в следующем:
- Мотивация учащихся к отработке ошибок и недочетов, связанных с недостаточным усвоением орфограмм.
- Развитие наблюдательности, внимательности и формирование орфографической зоркости.
- Формирование навыков самостоятельной работы.
- Развитие аналитических способностей и критического мышления через активизацию познавательной деятельности учащихся.
Методика применения техники «Воронка» в работе над ошибками
Рассмотрим некоторые особенности использования техники «Воронка» при изучении орфограммы «Чередующиеся гласные в корне»:
- Подготовительный этап заключается в повторении и обобщении теоретического материала по теме.
- Диагностический этап включает проведение среза, помогающего выявить типичные затруднения в усвоении орфограмм.
- Аналитический этап связан с изучением и типизацией ошибок и определением количества слов для отработки на последующих уроках.
- Тренировочный этап включает отработку слов с ошибочными написаниями.
- Контрольно-диагностический этап включает повторный срез орфографических умений и навыков.
- Повторный аналитический этап и тренировочный процесс.
- Повторная диагностика и так далее.
- На завершающем этапе подводятся итоги использования техники для изучения конкретной орфограммы.
На первичном диагностическом этапе при отработке орфограммы Чередующиеся гласные в корне важно зафиксировать внимание учащихся на ошибочных написаниях и составить «Словарь ошибок» для последующей работы на тренировочном этапе. На тренировочном этапе при использовании техники «Воронка» можно использовать различные варианты отработки ошибок:
Выполнение тестов с выбором правильных вариантов ответа.
- Письмо под диктовку и различные его варианты.
- Орфографическая дуэль между учащимися.
- Игра в «Мемори»: ученики готовят карточки, с одной стороны которых пишется неправильное написание, с другой - правильное. Задача ученика – вспомнить правильное (нормативное) написание.
- Графическая проработка ошибочных написаний и проч.
Техника «Воронка» может успешно использоваться также для отработки написания словарных слов, то есть слов с непроверяемыми орфограммами. В этом случае можно организовать самостоятельную работу учащихся дома по коррекции допущенных ошибок. Такую работу можно организовать и на уроке при работе в парах, когда учащиеся осуществляют самопроверку и взаимопроверку.
Таким образом, орфограммы, в которых учащиеся допускают наибольшее количество ошибок, могут быть отработаны с помощью техника «Воронка», помогающей сосредоточиться на выявлении учебных затруднений и их преодолении с помощью разных приемов и техник.