Сайт педагога, его место в информационном пространстве, его функции и требования к его созданию
Внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий требует, чтобы педагогическое мастерство учителя также стало объектом презентации в виртуальном пространстве. Этому способствует деятельность, направленная на создание онлайн-площадок, на которых учителя могут размещать информационные материалы, касающиеся их профессиональной деятельности. Все большую популярность набирают такие формы самопрезентации педагогов в Интернете, как персональный сайт, страница в социальной сети, личный блог или видеоканал.
Использование в педагогической работе данных форм презентации своих достижений позволяет учителю реализовать ряд целей:
- Систематизировать и структурировать свои педагогические достижения, методические и дидактические материалы для повседневной практики.
- Обобщить педагогический опыт, накопленный за определенный период работы.
- Транслировать накопленный опыт коллегам.
- Экономить время и силы на подготовку педагогического портфолио к аттестационным мероприятиям.
- Создать удобный информационный и обучающий ресурс для учеников и их родителей.
- Эффективно внедрять информационные технологи в практику обучения.
Персональный сайт учителя представляет собой информационный публичный ресурс обучающей направленности, который содержит дидактические, методические, развивающие материалы для самостоятельной работы с ними учеников, а также информацию о профессиональных достижениях педагога.
Персональный сайт является удобной формой обратной связи с учениками и коллегами, повышает статус учителя в информационном сообществе и способствует популяризации его деятельности.
К созданию персональных сайтов педагогов предъявляются повышенные требования, что связано с особой ролью этих информационных ресурсов в образовательной системе:
- Сайт должен отвечать требованиям информационной безопасности, поэтому не может содержать материалы, не предназначенные для детского просмотра или запрещенные законодательством информационные ресурсы.
- Контент сайта должен иметь дидактическую и (или) методическую ценность, является уникальным и презентовать личный опыт учителя.
- Сайт должен иметь четкую структуру, понятную для пользователя, для удобства навигации и выбора необходимого раздела.
- В структуре сайта должны находиться материалы, предназначенные ля самостоятельной работы учеников: видеолекции, конспекты, интерактивные упражнения, тесты. Это позволяет использовать сайт как обучающий ресурс.
- Сайт должен регулярно обновляться, поддерживаться в актуальном состоянии.
- Педагог должен предусмотреть возможность обратной связи с посетителями.
Структура сайта учителя русского языка
Сайт учителя-словесника представляет собой особую информационную платформу, предназначенную не только для популяризации деятельности педагога и распространения его опыта, но и для продвижения русского языка и литературы и для просвещения пользователей.
Многоаспектный характер сайта словесника определяет его структурные особенности. Обычно сайт учителя русского языка включает следующие разделы:
- Главную страницу, которая содержит информацию об учителе, его месте работы, педагогическом кредо и иные сведения, которые учитель желает сообщить о себе.
- В разделе «Дидактические материалы» учитель помещает разнообразные интерактивные задания, которые позволяют ученикам отрабатывать практические навыки по предмету, проверять уровень текущей подготовки. Это могут быть интерактивные диктанты, тесты, проверочные работы. Все задания, как правило, размещаются в формате, предполагающем получение обратной связи (оценки) после их прохождения, а также возможность познакомиться с правильными ответами и допущенными ошибками.
- В раздел «Методическая копилка» помещаются материалы, используемые учителем в воспитательной работе по предмету, а также те ресурсы, которые востребованы при подготовке к урокам, экзаменам, олимпиадам и конкурсам.
- В разделе «Достижения» педагог размещает свое портфолио, электронные (или отсканированные) копии наградных документов, сертификатов, дипломов.
- Сайт обязательно содержит форму обратной связи, которая может быть автоматически встроена в его интерфейс.
- Кроме этих разделов сайт также может включить и другую информацию: например, ссылки на полезные ресурсы для изучающих русский язык и литературу, справочную информацию, гостевую книгу и другие разделы.
Все разделы, входящие в меню сайта, должны быть четко структурированы, не содержать дублирующуюся информацию, ошибок, технических сбоев. Поэтому педагогу, который ведет сайт, необходимо следить за исправностью его работы и своевременно исправлять возникающие ошибки.
Работа с персональным сайтом является важной частью методической культуры современного учителя-словесника, поэтому педагог должен повышать свою информационную культуру, овладевать новыми технологиями и стремиться использовать их в образовательном процессе.