Справочник от Автор24
Нужна помощь?
Найдем эксперта за 5 минут
Подобрать эксперта
+2

Стратегии одобрения и неодобрения в педагогическом дискурсе

Педагогический дискурс и его специфика

Изучение дискурса как событийного аспекта реализации текста, взятого в совокупности всех факторов его функционирования является востребованным направлением в современном языкознании. Лингвисты выделяют разные типы дискурса, которые используются в различных сферах коммуникативной практики. Так, говорят о художественном, политическом, рекламном, медицинском и педагогическом дискурсе. Среди этих разновидностей дискурса педагогический как совокупность социолингвистических факторов речевого поведения участников образовательного процесса стоит особняком, поскольку он сочетает в себе черты разных коммуникативных жанров и стратегий, соединяя научный, учебный, инструктивный и воспитательный типы коммуникации.

Коммуникативная интенция педагогического дискурса связана с воспитанием и обучением индивида, его социализацией, приобщением к миру научных и культурных ценностей. В качестве участников выступают педагоги и обучающиеся, находящиеся в статусно-ролевых позициях, определяющих особенности их речевого поведения.

Используемые в педагогическом дискурсе речевые стратегии представляют собой наиболее общие принципы речевого поведения, в соответствии с которыми организуется деятельность коммуникантов.

Педагогический дискурс характеризуется рядом различных стратегий:

  1. Объясняющая стратегия, которая связана с раскрытием научного знания и культурных ценностей.
  2. Организующая стратегия предполагает регулировку деятельности учеников.
  3. Содействующая стратегия, предполагающая помощь учащимся и их семьям в адаптации к школе.
  4. Контролирующая стратегия, связанная с проверкой усвоения учебного материала.
  5. Оценивающая стратегия, которая предполагает выражение отношения к деятельности ученика, результатам его труда.

Оценивающая стратегия педагогического дискурса выражается через речевые действия, связанные с одобрением или неодобрением деятельности учеников, их поведения, уровня подготовки и проч.

Стратегии одобрения и неодобрения в педагогическом дискурсе

Определение 1

Стратегии одобрения представляют собой такие речевые действия, которые направлены на эмоциональную вербальную поддержку учащегося путем положительной оценки его поведения и результатов деятельности.

«Стратегии одобрения и неодобрения в педагогическом дискурсе» 👇
Помощь автора по теме работы
Найти автора
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Более 10 нейросетей для написания рефератов и решения задач
Найти нейросеть

Стратегиями одобрения являются похвала, одобрение, по также поощрение. Рассмотрим их более подробно.

На первый взгляд данные понятия близки, однако между ними существует аксиологическая разница. Так, похвала выступает как положительная оценка результатов конкретных действий. Одобрение – положительное подкрепление стратегии поведения или деятельности, выбранной учеником. Поощрение выступает как вербальное стимулирование деятельности учеников, обычно используется как элемент оценки.

Стратегии неодобрения, используемые в педагогическом дискурсе, более разнообразны. К ним относят упрек, замечание, выговор. Разница между этими понятиями не только лингвистическая, но и административная. Так, упрек – неформальное выражение неодобрения, выражение недовольства повелением или результатом деятельности. Замечание относится к жанру, имеющему более официальный статус в педагогической коммуникации. Это словесно выраженное указание на неправомерность поведения. Выговор выступает как мера дисциплинарного взыскания, обычно используется как рычаг административного воздействия на личность в случае грубого нарушения норм коммуникации.

Стратегии одобрения, реализующиеся в тактиках похвалы, подкрепления, собственно одобрения, используют арсенал языковых средств, содержащих положительную оценку:

  1. Применяются оценочные номинации по отношению к ученику: молодец, умница.
  2. Используются оценочные наречия: хорошо, отлично, замечательно, правильно.
  3. Педагог конкретизирует предмет оценки: правильно выполнено задание, запись без ошибок, верно выполнен разбор, без замечаний показан элемент и проч.
  4. Используются слова-стимулы для подкрепления ученика, допустившего ошибку: не расстраивайся, в следующий раз получится, в следующий раз будь внимательней и не допустишь ошибку, запомни это правило, чтобы не делать ошибок.

Используя стратегию неодобрения, учитель иногда может нарушать нормы педагогической этики, применяя следующие тактики:

  1. Угрозу: Я сейчас выгоню из класса тех, кто разговаривает. Не будешь работать на уроке - получишь двойку.
  2. Негативные оценочные номинации: двоечник, прогульщик, бездельник.
  3. Иные формы вербальной агрессии, например, насмешки, иронию.

Педагогу следует помнить, что выражение вербального неодобрения, адресованное ученику, должно соответствовать этике педагогической коммуникации, не носить агрессивной или унизительной для ученика окраски, отличаться нейтральной формой.

Стратегии одобрения и неодобрения в педагогическом дискурсе способствуют более эффективному осуществлению коммуникации между участниками процесса обучения и стимулируют развитие личности обучающихся.

Дата последнего обновления статьи: 10.11.2025
Не знаешь, как приступить к заданию?
За 5 минут найдем эксперта и проконсультируем по заданию. Переходи в бота и получи скидку 500 ₽ на первый заказ.
Запустить бота
Нужна помощь с заданием?

Эксперт возьмёт заказ за 5 мин, 400 000 проверенных авторов помогут сдать работу в срок. Гарантия 20 дней, поможем начать и проконсультируем в Telegram-боте Автор24.

Перейти в Telegram Bot