Понятие научного стиля речи
Стиль речи – система исторически сформировавшихся речевых оборотов в определенной сфере общения, разновидность литературного языка с определенной функцией воздействия.
Научный стиль речи – стиль научной области функционирования деятельности общества.
Научный стиль речи характеризует употребление абстрактной лексики, вещественных и малых терминов преимущественно имен существительных, доказательность и однозначность.
Языковые средства экспрессивного тона:
- Превосходная форма прилагательных для сравнения объектов повествования (наиболее ярко);
- Эмоциональность имен прилагательных (превосходные);
- Усилительно-ограничительные частицы, наречия и множество вводных слов.
Подстили научного жанра:
- собственно научный (монографии, диссертации, доклады);
- научно-популярный (лекции, статьи, очерки);
- учебно-научный (учебники, методические пособия, конспекты);
- научно-деловой (техническая инструкция, контракт, нормативные положения);
- научно-информативный (патентные описания, информативные рефераты, аннотации);
- научно-справочный (словари, энциклопедии, каталоги).
Общими чертами разновидностей научного стиля являются: предварительное прорабатывание текста, монологическая форма сообщения, строгость языковых форм и нормирование терминов.
Языковые признаки научного стиля
-
Лексические признаки
- Научное повествование носит отвлеченный и общий характер текста на лексическом уровне посредством использования абстрактных и бытовых фраз и выражений (диспозиция, конъюнкция, муфта и др.);
- Насыщенность терминами, использование заимствованных и интернациональных терминов (полиграф, секвестр);
- Наличие существительных, выражающих понятие изменения и признака определенного состояния, существительных с окончанием «–тель», прилагательных с суффиксом «-истый» (инерция, кульминация, строитель, извилистый, илистый).
-
Морфологические признаки
- Отвлеченность стиля посредством выбора формы употребления частей речи;
- Особая форма использования глаголов несовершенного вида в настоящем времени, обобщающего типа (изучим, докажем, приведем);
- Употребление возвратных глаголов с суффиксом «-ся» пассивного вида (определяется, доказывается, применяется);
- Распространенное употребление кратких страдательных причастий и прилагательных (составлено, однообразны);
- Существительные во множественном числе для определения типа вещественных существительных (масло, йод, металл), отвлеченных понятий (емкость, сила, напряжение), количественных показателей (ширина, долгота, насыщенность), животных и растений (млекопитающие, крупнорогатый).
Синтаксические признаки научного стиля
- Стремление к сжатию или увеличению объема информации с параллельным сокращением или расширением текста – существительные родительного падежа (коробка передач, обмен веществ, слабая диффузия);
- Наличие именных сказуемых для создания соответствующего характера текстового смысла (Облигация – именная ценная бумага);
- Употребление кратких причастий типа «может быть использовано»;
- Привлечение внимание адресата с помощью вопросительных предложений;
- Использование безличного предложения (Происходит существенное изменение климатических условий);
- Распространение причинно-следственных связей и сложных предложений с разными видами союзных связок;
- Применение вводных слов с указанием источника сообщения (по мнению автора, на мой взгляд);
- Связанная композиционная трактовка и установление взаимосвязей частей высказывания с помощью наречий и связующих фраз (таким образом, поэтому, так как).