Статусы в социальных сетях как объект лингвистического изучения
В языкознании в связи с развитием виртуальных форм коммуникации усилился интерес к изучению языка интернет-общения, его языковых особенностей, а также жанровых форм, используемых в Сети.
Социальные сети как объект языкового анализа рассматриваются с точки зрения их структуры, речевых особенностей оформления материала, используемых в общении коммуникативных стратегий и тактик, способах самопрезентации языковой виртуальной личности. Именно феномен языковой виртуальной личности находится в центре внимания исследователя при изучении так называемых «никнеймов» (имен пользователей), статусов, постов и проч.
Статус пользователя представляет собой вид вербальной коммуникации в сети Интернет, который связан с формированием имиджа виртуальной языковой личности.
По форме статусы представляют собой небольшие по объему текстовые сообщения различной тематики и направленности. При попытке построить типологию статусов основным критерием их выделения выступает ведущая коммуникативная цель автора статуса:
- Экспрессивная цель характерна для статусов, которые выражают эмоциональное отношение автора публикации к какому-либо событию или происшествию.
- Информационные статусы сообщают о событиях в жизни автора (например, о юбилее, празднике, участии в конференции и проч.).
- Ситуативные статусы характерны для информационных сообщений, привязанных к определенной локации (как правило, это статусы, создаваемые во время путешествий, экскурсий).
Другая попытка классифицировать статусы связана с определением их тематики. В этом случае выделяют:
- Статусы-афоризмы или цитаты великих людей.
- Статусы-рассказы (содержат информацию о событиях, произошедших с пользователем).
- Статусы-описания (касаются изображения событий, свидетелем которых стал пользователь).
- Статусы-шутки (юмористические по содержанию тексты, не несущие особой смысловой нагрузки и предназначенные для неформального общения).
С точки зрения лингвистики природа статуса вояка: с одной стороны, статус представляет собой текстовое сообщение, чаще поликодовой природы, совмещающее визуальную и собственно вербальную составляющие, с другой – это единица виртуальной коммуникации, позволяющая пользователю осуществлять взаимодействие с другими пользователями.
Жанровые особенности статусов и их формальная организация
Основные особенности статуса с лингвистической точки зрения касаются особенностей его формы и содержания:
- Краткость формы, экспрессивно-эмоциональный смысл.
- Субъективность и свобода выбора тематики.
- Воспроизводимость (статус может быть повторен другими пользователям, его содержанием может стать широко известная цитата, мем и проч.).
- Оригинальность, творческий характер.
- Ситуативность (статус всегда привязан к определенной коммуникативной ситуации, даже если является результатом авторефлексии).
Как отмечают многие исследователи, статусы в современных социальных сетях выполняют в основном функцию самовыражения пользователя, который с помощью статуса передает свое отношение к реальности, презентует себя, показывает особенности своей личности, индивидуального мировоззрения, демонстрирует приверженность определенным ценностям или культуре. Таким образом, статус, будучи прагматическим текстом, выполняет функцию создания виртуальной личности пользователя, которая может не совпадать с реальной.
С точки зрения формальной организации статусы представляют собой разные высказывания:
- Статусы-утверждения, которые представляют собой повествовательные предложения. Среди них особое место принадлежит статусам с обобщенным значением, которые представляют собой цитаты классиков, афоризмы, мудрые мысли и проч.
- Статусы-мемы, представляющие собой креолизованные тексты, в которых присутствует визуальный компонент (изображение) и вербальный компонент (подпись к картинке).
- Статусы-лозунги, характеризующиеся призывным характером, направленные на побуждение адресата к совершению каких-либо действий (например, присоединиться к акции, марафону и проч.), а также лозунги обобщенного содержания, близкие к афоризмам.
- Статусы-поздравления, которые представляют сбой гибридные тексты (открытки), посвященные знаменательным датам, событиям.
- Статусы-заголовки, чаще встречающиеся в профиле на странице в социальных сетях и содержащие информацию о пользователе, позволяющую сделать вывод о его личности, вкусах, предпочтениях и проч.
Перспективным направлением в исследовании статусов является изучение используемых в них речевых стратегий, а также различных способов их языкового оформления.
Таким образом, будучи важной частью интернет-коммуникации, статус представляет собой гибридное текстовое образование, нуждающееся в дополнительном изучении.