Спряжение: понятие и особенности
В системе классифицирующих признаков глагола спряжение занимает основное место.
Под спряжением понимают изменение личных глагольных форм: я читаю – вы читаете – он читает.
Спряжение является показателем словоизменения глагольной лексемы. В то же время принадлежность глагола к определенному классу (типу) спряжения является его классифицирующим признаком, определяющим особенности его написания.
Спряжение определяется по-разному у личных форм с ударными и безударными окончаниями. Для первых действует принцип ориентации на тип окончания. Спряжения противопоставляются системой окончаний:
- Для первого характерна следующая парадигма флексий: -ем, -ешь/-ете, -ет/-ут (-ют).
- Для второго: -им, -ишь/-ите, -ит/-ат (-ят).
Для определения спряжения личных форм с ударными окончаниями достаточно знать парадигму глагольных окончаний: летишь – второе спряжение; несешь – первое спряжение.
С безударными окончаниями действует другое правило. Поскольку ориентироваться на парадигму флексий уже нельзя, глагол ставят в начальную форму и наблюдают за качеством суффикса. Как правило, те глаголы, у которых в инфинитиве вычленяется суффикс и-, относят ко второму спряжению (кроме слов «брить» и «стелить»). В остальных случаях мы имеем дело с первым спряжением. Следует помнить о существовании глаголов-исключений с суффиксами -е- и -а-, относящихся ко второму спряжению: он видит опасность, они слышат выстрел, ты обидишь его, они гонятся за счастьем, они содержат меня, он дышит полной грудью, они ненавидят ложь, она смотрит на часы, вы вертите эту ручку, она зависит от его мнения, они терпят издевательства.
Например: Петя колет дрова (колоть – первое спряжение), Вася строит (строить - второе спряжение) скворечник. Трава стелется по земле (исключение, первое спряжение). Они держатся за эту возможность (исключение, второе спряжение).
Следует отметить, что в русском языке существуют и такие глаголы, которые относят к классу разноспрягаемых. Это значит, что они имеют смешанную парадигму окончаний. Это касается таких слов, как «бежать» (и его приставочных производных) и «хотеть» (также его производных): ты бежишь, но! они бегут; мы хотим это попробовать, но! он не хочет туда идти.
Особняком стоят глаголы с архаичной системой спряжения (дать, есть), а также все лексемы, которые от них образованы. Они спрягаются особым образом: дам - дадим - дашь - дадите - даст - дадут.
Спряжение и его роль в языке
Практическая значимость спряжения заключается в соблюдении норм правописания: от его типа зависит выбор окончания личной формы глагола, а также некоторых суффиксов причастий.
Глаголы первого спряжения обладают следующими окончаниями: мы думаем, ты думаешь, вы думаете, он (она) думает, они думают.
Глаголы второго спряжения: мы строим, ты строишь, вы строите, он (она) строит, они строят.
Причастия действительного залога могут образовываться от глаголов и первого, и второго спряжения:
- Образование от глаголов первого спряжения обусловливает необходимость писать в суффиксах буквы У/Ю: читающий юноша, колющий предмет, плачущий младенец.
- Образование от глаголов второго спряжения обусловливает выбор букв А/Я: летящий по небу, строящий дом, держащийся за поручень.
Причастия страдательного залога также образуются при помощи суффиксов, написание которых зависит от спряжения исходного глагола:
- Продвигаемый план, ведомый человек (от лексем первого спряжения).
- Видимый всем мир, ненавидимый мной салат, одержимый манией, едва слышимый, гонимый ветром (от лексем второго спряжения).
Основные трудности при овладении спряжением
Навыки определения спряжения важны для выработки орфографической зоркости, однако зачастую ученики испытывают трудности при изучении данной категории. Они связаны со следующими аспектами:
- Неумение изменять глагольную лексему по лицам и определять лицо по окончанию.
- Слабое владение навыками постановки личной формы глагола в неопределенную.
- Незнание того, за каким спряжением закреплены те или иные парадигмы окончаний, как следствие, их смешение на письме.
- Нетвердое знание исключений.
- Слабое владение залоговыми противопоставлениями причастий и навыками их образования от глаголов.
Данные трудности могут быть преодолены при организации правильной работы над категорией спряжения:
- Выработка практических навыков спряжения глаголов.
- Отработка умений определять спряжение глагольных лексем по ударному окончанию.
- Обучение нахождению начальной формы и определению ее суффикса.
- Отработка на практике алгоритма выбора окончания в зависимости от качества суффикса, следовательно, от типа спряжения.
- Акцент на исключениях, их закреплении в памяти и отработке автоматизированного навыка написания.