Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Специфика работы с числительными на уроках русского языка в начальной школе

Лингвистические и методические основы изучения имени числительного

До настоящего времени в лингвистической литературе статус числительных как особого лексико-грамматического класса является неопределённым. Это связано с разнородностью свойств лексических единиц, которые в него включаются, а также с относительно поздним формированием данной части речи в системе древнерусского языка.

Определение 1

В соответствии с традиционной школьной грамматикой под именем числительным понимается особый класс лексем, грамматическим значением которых является количество или же порядок предметов (явлений, лиц) при счёте.

В соответствии с этим выделяются два разряда – количественные (один, сто сорок, миллион пятьдесят) и порядковые (первый, двести пятый). При этом объём грамматических признаков у данных классов неодинаков. Так, количественные числительные обладают способностью к склонению, а порядковые характеризуются тем же набором признаков, что и полные прилагательные, согласуются с местоимениями или существительными: второй номер, из пятого класса, с тысяча девятьсот сорок первого года.

Вторая точка зрения опирается на системные свойства слов, которые заставляют разграничивать количественные и порядковые числительные на том основании, что они обладают разным набором морфологических признаков. В соответствии с этим порядковые числительные следует отнести к прилагательным, а количественные выделить в самостоятельный лексико-грамматический класс.

В практике обучения обычно опираются на более широкий подход к пониманию статуса числительного и включают в него и слова, обозначающее количество, и те лексемы, которые маркируют порядок при счёте.

Определение 2

Под именем числительным следует понимать разряд полнозначных лексем, которые называют определенное количество, выраженное в целых и (или) дробных числах, или же обозначают порядок при перечислении.

Например: купил пять литров молока, прибавить одну пятую к трем седьмым, оба опоздали, семеро одного не ждут, подняться на пятый этаж, к две тысячи пятому году.

«Специфика работы с числительными на уроках русского языка в начальной школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Морфологически числительное отличается наличием категории падежа, при этом так называемые порядковые числительные способны меняться также по числам (не спал вторые сутки, это уже пятые соревнования) и по родам (пришёл ко второму уроку, съел второе блюдо, это вторая медаль в копилке юного спортсмена).

Что касается так называемых собирательных числительных, то некоторым из них также присуща способность изменения по родам (оба мальчика, обе девочки, взять обоих участников с собой, схватиться обеими руками). Грамматическая система русского языка также накладывает ограничения на употребление собирательных числительных с существительными женского рода. Поэтому в речевой практике допустимы варианты типа «двое сотрудников», но не допускается сочетание «двое сотрудниц», вместо которого употребляется иное – «две сотрудницы».

С точки зрения синтаксической роли числительное может занимать позицию любого члена предложения: Два плюс три – четыре (предикативная основа). В пять часов мы будем на месте (обстоятельство). Ты поедешь к море в первый раз (определение).

Специфика работы с числительными на уроках русского языка в начальной школе

Монографическое изучение данной темы предусмотрено в основной школе, где ученики знакомятся с разрядами и морфологическими свойствами числительных. Однако уже в начальной школе возможности некоторых учебников позволяют говорить о числительном как об особом классе слов со своими грамматическими свойствами.

Следует отметить, что в отношении числительного наблюдается разрыв между речевой практике, в которой слова данной части речи используются активно, и школьным изучением, где числительные представлены минимальны. Это сказывается на качественной стороне речи, а именно: ученики с трудом овладевают нормативным склонением числительных, совершая много ошибок в устной речи.

Знакомство с числительными в начальной школе начинается с наблюдения над языковыми фактами и сбора эмпирического материала. Например, читая задачи или примеры в учебнике по математике, учитель обращает внимание детей на то, что числа могут быть записаны не только с помощью цифр, но и словами. А эти слова, в свою очередь, можно отнести к особому разряду, отличающемуся от существительных и прилагательных.

Интересным приёмом в изучении числительных в начальной школе является решение проблемной задачи «Найди беглеца». Суть приёма заключается в следующем: на доске записываются однокоренные слова (тройка, тройной, утроить, три, третий, троица, тройник, трое), далее ученикам предлагается вернуть «беглецов» своей части речи. Обычно ученики начальной школы без труда определяют существительные, прилагательные и глаголы, но числительные вызывают у них затруднения в силу невозможности отнести их ни к одному из известных им классов слов. Здесь учитель может сообщить о наличии в русском языке особого разряда слов, связанного с выражением количественного значения, который называется числительным.

Углубление в теоретическое изучение разрядов и их морфологических признаков в начальной школе нецелесообразно. Гораздо важнее научить детей правильно употреблять числительные в устной и письменной речи. Для этого используются различные задания:

  1. Чтение с карточек текстов с числительными, записанными цифрами. Суть задания заключается в правильном склонении указанных числительных. Такое упражнение может быть проведено в виде командной игры, в которой выигрывает команда, допустившая меньше всего ошибок.
  2. Постановка заданного числительного в указанную форму (например: «135 в П. п.»), которая также может проводиться в форме командной игры или групповой работы соревновательного характера.
  3. Поиск пословиц и фразеологизмов, содержащих в своём составе числительные, их анализ с точки зрения значения, а также морфологических признаков и синтаксической роли в них числительных.
  4. Подготовка сообщений или мини-проектов об истории возникновения числительных или старых русских названиях чисел.
  5. Исправление ошибок в употреблении числительных, самопроверка и взаимопроверка проделанной работы.

Данные упражнения способствуют наблюдению за числительными, вырабатывают навыки их правильного употребления в речи и подготавливают детей к дальнейшему углублённому знакомству с данной частью речи в основной школе.

Дата последнего обновления статьи: 30.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot