Справочник от Автор24
Нужна помощь?
Найдем эксперта за 5 минут
Подобрать эксперта
+2

Специфика работы с числительными на уроках русского языка в начальной школе

Лингвистические и методические основы изучения имени числительного

До настоящего времени в лингвистической литературе статус числительных как особого лексико-грамматического класса является неопределённым. Это связано с разнородностью свойств лексических единиц, которые в него включаются, а также с относительно поздним формированием данной части речи в системе древнерусского языка.

Определение 1

В соответствии с традиционной школьной грамматикой под именем числительным понимается особый класс лексем, грамматическим значением которых является количество или же порядок предметов (явлений, лиц) при счёте.

В соответствии с этим выделяются два разряда – количественные (один, сто сорок, миллион пятьдесят) и порядковые (первый, двести пятый). При этом объём грамматических признаков у данных классов неодинаков. Так, количественные числительные обладают способностью к склонению, а порядковые характеризуются тем же набором признаков, что и полные прилагательные, согласуются с местоимениями или существительными: второй номер, из пятого класса, с тысяча девятьсот сорок первого года.

Вторая точка зрения опирается на системные свойства слов, которые заставляют разграничивать количественные и порядковые числительные на том основании, что они обладают разным набором морфологических признаков. В соответствии с этим порядковые числительные следует отнести к прилагательным, а количественные выделить в самостоятельный лексико-грамматический класс.

В практике обучения обычно опираются на более широкий подход к пониманию статуса числительного и включают в него и слова, обозначающее количество, и те лексемы, которые маркируют порядок при счёте.

Определение 2

Под именем числительным следует понимать разряд полнозначных лексем, которые называют определенное количество, выраженное в целых и (или) дробных числах, или же обозначают порядок при перечислении.

Например: купил пять литров молока, прибавить одну пятую к трем седьмым, оба опоздали, семеро одного не ждут, подняться на пятый этаж, к две тысячи пятому году.

«Специфика работы с числительными на уроках русского языка в начальной школе» 👇
Помощь автора по теме работы
Найти автора

Морфологически числительное отличается наличием категории падежа, при этом так называемые порядковые числительные способны меняться также по числам (не спал вторые сутки, это уже пятые соревнования) и по родам (пришёл ко второму уроку, съел второе блюдо, это вторая медаль в копилке юного спортсмена).

Что касается так называемых собирательных числительных, то некоторым из них также присуща способность изменения по родам (оба мальчика, обе девочки, взять обоих участников с собой, схватиться обеими руками). Грамматическая система русского языка также накладывает ограничения на употребление собирательных числительных с существительными женского рода. Поэтому в речевой практике допустимы варианты типа «двое сотрудников», но не допускается сочетание «двое сотрудниц», вместо которого употребляется иное – «две сотрудницы».

С точки зрения синтаксической роли числительное может занимать позицию любого члена предложения: Два плюс три – четыре (предикативная основа). В пять часов мы будем на месте (обстоятельство). Ты поедешь к море в первый раз (определение).

Специфика работы с числительными на уроках русского языка в начальной школе

Монографическое изучение данной темы предусмотрено в основной школе, где ученики знакомятся с разрядами и морфологическими свойствами числительных. Однако уже в начальной школе возможности некоторых учебников позволяют говорить о числительном как об особом классе слов со своими грамматическими свойствами.

Следует отметить, что в отношении числительного наблюдается разрыв между речевой практике, в которой слова данной части речи используются активно, и школьным изучением, где числительные представлены минимальны. Это сказывается на качественной стороне речи, а именно: ученики с трудом овладевают нормативным склонением числительных, совершая много ошибок в устной речи.

Знакомство с числительными в начальной школе начинается с наблюдения над языковыми фактами и сбора эмпирического материала. Например, читая задачи или примеры в учебнике по математике, учитель обращает внимание детей на то, что числа могут быть записаны не только с помощью цифр, но и словами. А эти слова, в свою очередь, можно отнести к особому разряду, отличающемуся от существительных и прилагательных.

Интересным приёмом в изучении числительных в начальной школе является решение проблемной задачи «Найди беглеца». Суть приёма заключается в следующем: на доске записываются однокоренные слова (тройка, тройной, утроить, три, третий, троица, тройник, трое), далее ученикам предлагается вернуть «беглецов» своей части речи. Обычно ученики начальной школы без труда определяют существительные, прилагательные и глаголы, но числительные вызывают у них затруднения в силу невозможности отнести их ни к одному из известных им классов слов. Здесь учитель может сообщить о наличии в русском языке особого разряда слов, связанного с выражением количественного значения, который называется числительным.

Углубление в теоретическое изучение разрядов и их морфологических признаков в начальной школе нецелесообразно. Гораздо важнее научить детей правильно употреблять числительные в устной и письменной речи. Для этого используются различные задания:

  1. Чтение с карточек текстов с числительными, записанными цифрами. Суть задания заключается в правильном склонении указанных числительных. Такое упражнение может быть проведено в виде командной игры, в которой выигрывает команда, допустившая меньше всего ошибок.
  2. Постановка заданного числительного в указанную форму (например: «135 в П. п.»), которая также может проводиться в форме командной игры или групповой работы соревновательного характера.
  3. Поиск пословиц и фразеологизмов, содержащих в своём составе числительные, их анализ с точки зрения значения, а также морфологических признаков и синтаксической роли в них числительных.
  4. Подготовка сообщений или мини-проектов об истории возникновения числительных или старых русских названиях чисел.
  5. Исправление ошибок в употреблении числительных, самопроверка и взаимопроверка проделанной работы.

Данные упражнения способствуют наблюдению за числительными, вырабатывают навыки их правильного употребления в речи и подготавливают детей к дальнейшему углублённому знакомству с данной частью речи в основной школе.

Дата последнего обновления статьи: 30.12.2024