Специфика изучения суффиксов существительных в преподавании РКИ
Изучение русского словообразования, а также морфемики в курсе РКИ имеет прикладное значение. Суть прикладного подхода к морфемно-словообразовательному разделу языкознания выражается в формировании следующих компетенций:
- Понимание значения наиболее частотных морфем, а также их роли в создании семантики слова. Например, суффикс «-ист-» в русском языке имеет значение лица, занятого какой-либо деятельностью: танкист, гитарист, теннисист.
- Осознание стилистической и эмоционально-экспрессивной функции суффиксов, что предполагает владение навыками использования в речи суффиксов субъективной оценки: -ик- / -ек-, - очк-, -ищ- и проч.
- Умение различать омонимичные суффиксы (например, мальчик – стульчик).
- Навыки использования суффиксов в речи в соответствии с нормами русского литературного языка.
- Различение словообразовательных и формообразующих суффиксов, умение использовать последние в речи для образования форм слов.
Однако на практике вопросы, связанные с изучением суффиксов, становятся проблемами сразу нескольких областей: морфологии, культуры речи и стилистики, поскольку не всегда инофону доступно полное понимание специфики значения и употребления данных аффиксов.
Изучение русского языка как иностранного для реализации прикладных коммуникативных задач не требует от учащегося-инофона знания всех словообразовательных средств и норм их употребления в речи, поэтому при изучении суффиксов ставятся достижимые цели, связанные с освоением норм их употребления в речи для адекватного выражения мысли и понимания сказанного.
Для реализации этой стратегии в обучении используются следующие принципы организации учебного материала:
- Введение «морфемного» минимума, то есть перечня словообразовательных суффиксов, которые относятся к наиболее распространенным типам морфем, для их изучения и усвоения в процессе работы над новой лексикой. К таким суффиксам можно отнести аффиксы со значением лица, производящего действия; опредмеченного качества; принадлежности и проч.
- Использование продуктивных словообразовательных моделей в качестве основы для изучения русского словообразования.
- Группировка новых слов, изученных инофонами, по типам (видам) словообразовательных моделей с анализом там, где это возможно, морфемной структуры слова и вычленением значения морфем.
- Изучение суффиксов как средств реализации речевой экспрессии на основе знакомства с типологией суффиксов субъективной оценки.
- Опора на контекстуальный принцип рассмотрения суффиксов (значения морфемы анализируется не изолированно, а в составе слова, желательно – группы слов, на базе предложения или небольшого текста).
Методы и приемы изучения суффиксов на занятиях РКИ
В процессе изучения морфемики и словообразования в курсе РКИ применяются следующие методические приемы, которые позволяют научить инофонов выделять суффиксы и определять их значение:
- Сравнение разных слов с одним и тем же суффиксом с точки зрения их строения и семантики. Например, сравнить слова «водитель, учитель, строитель, преподаватель», выделить в них общий элемент и объяснить, какое значение он придает всем этим словам.
- Образование слов с заданными суффиксами. Например, образуйте от существительных «танк, велосипед, трактор, такси» слова со значением «лицо, управляющее транспортным средством» с помощью суффикса «-ист-». Подберите другие слова с этим же суффиксом, объясните их значение.
- Морфемный разбор слова по схеме. Например, найдите в цепочке слов те, которые соответствуют указанной схеме, объясните их значение.
- Сравнение омонимичных суффиксов и формулировка выводов, касающихся их значения и употребления в речи. Сравните слова «грузчик, летчик, заказчик» со словами «пальчик, стульчик, альбомчик» и объясните, одинаков или разное значение имеет суффикс «-чик-» в этих словах. Сделайте вывод о семантике этих суффиксов. Сформулируйте нормы их употребления в речи.
- Образование от данных слов с суффиксами субъективной оценки. К примеру, образуйте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами от данных слов: книга, шоколад, стол, банка, собака, кот, кошка, попугай и др. Объясните, в каких речевых ситуациях уместно употреблять эти слова. Приведите примеры.
- Поиск и объяснение функций в тексте слов с суффиксами субъективной оценки. Например: найдите в тексте слова с суффиксами субъективной оценки, которые употреблены неуместно, замените их нейтральными вариантами.
- Исправление ошибок в образовании слов с помощью суффиксов.
Работа по изучению суффиксов существительных в преподавании РКИ имеет значение для уяснения смысловых различий слов, отличающих оттенками значений, а также помогает группировать лексику по словообразовательным гнездам, что облегчает ее запоминание и усвоение.