Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Специфические методы и приёмы обучения пунктуации

Основные принципы и предпосылки формирования пунктуационных умений

Пунктуация как один из разделов языкознания, который изучает закономерности и нормы постановки знаков препинания, изучается на протяжении всего курса русского языка. Это связано с чрезвычайной важностью пунктуационных норм для письменной речи и формирования грамотности.

Постановка знаков препинания базируется на трех принципах, которые учитываются при работе над формированием пунктуационных умений:

  1. Грамматическом, когда пишущий опирается на понимание строения предложения и анализ его структуры.
  2. Смысловом, связанным с учетом семантической функции знаков препинания для выделения значимых отрезков письменной речи.
  3. Интонационном, когда происходит опора на актуальное членение предложения в устной речи.

Базовым понятием методики пунктуации является пунктограмма.

Определение 1

Пунктограмма – это позиция в синтаксической структуре предложения, которая сигнализирует о необходимости постановки того или иного знака препинания или же его отсутствия.

Для каждой пунктограммы существует набор характерных признаков, определяющих ее употребление, - опознавательных признаков.

В курсе школьного языкознания обычно изучаются следующие признаки пунктограмм:

  1. Конец высказывания / предложения, сигнализирующий о выборе того или иного знака завершения.
  2. Наличие двух и более грамматических основ, которые указывают на сложное предложение.
  3. Наличие однородных членов предложения, а также полупредикативных конструкций – причастных, деепричастных оборотов.
  4. Наличие вводных слов и конструкций, обращений, вставных конструкций.
  5. Способы выражения грамматической основы в простом предложении (для обоснования постановки тире между подлежащим и сказуемым).
  6. Наличие иных видов синтаксического осложнения (уточняющих, поясняющих конструкций, сравнительных оборотов и проч.).
«Специфические методы и приёмы обучения пунктуации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Для формирования пунктуационных умений необходимы предпосылки, помогающие овладеть нормами постановки знаков препинания:

  1. Знание синтаксиса: сведения о предложении, его строении, осложняющих элементах.
  2. Понятие об обособлении, его видах и функциях.
  3. Знания в области морфологии: умение опознавать причастия, деепричастия, выделять предложно-падежные конструкции (типа «несмотря на…», «невзирая на…»), различать союзы, а также определять способы выражения того или иного члена предложения.
  4. Сформированность навыков грамматического анализа: умение выделять предикативную основу, отличать ее от второстепенных членов.
  5. Умение производить актуальное членение предложения.
  6. Навыки определения коммуникативной целеустановки предложения, его интонационной окраски.

Специфические методы и приемы обучения пунктуации

Существуют специфические методы формирования пунктуационной грамотности, которые реализуются в ряде упражнений:

  1. Пунктуационный анализ, цель которого заключается в том, чтобы объяснить постановку знаков препинания. В ходе выполнения этого упражнения ученики учатся применять синтаксические знания на практике, связывая, например, пунктуацию в сложном предложении со знаниями о его структуре, способе грамматической и смысловой связи частей.
  2. Синтаксический анализ, позволяющий определить целевую установку высказывания, его интонационное и структурное оформление, помогает понять, какие знаки завершения использовать, содержится ли в предложении элемент, нуждающийся в обособлении, влияет ли строение предложения и количество грамматических основ на постановку знаков препинания.
  3. Осложненное списывание, когда ученики графически объясняют пунктограммы и вставляют пропущенные в тексте знаки препинания. Такие упражнения могут носить специализированный характер и быть направленными на отработку одного вида пунктограмм, а могут носить и комплексный характер, охватывая широкий круг пунктуационных умений.
  4. Конструирование предложений по предложенной схеме. Упражнение способствует усвоению структурной схемы предложения, отвлечению от конкретного лексического наполнения и выходу к обобщению типовых конструкций и общих принципов постановки знаков препинания в них.
  5. Исправление пунктуационных ошибок в тексте. Упражнение не стоит применять на начальных этапах формирования пунктуационных умений, однако на этапе обобщения такие задания помогают развить внимательность, пунктуационную «зоркость», умение находить и исправлять ошибки, допущенные в письменной речи.
  6. Различные виды диктантов. Записывая текст на слух, дети одновременно учитывают все три принципа пунктуации: синтаксический (грамматический), семантический и интонационный. Это помогает автоматизировать навык пунктуации, сделать его более осознанным.
  7. Проектный метод. Суть его заключается в том, что дети индивидуально или в группах выполняют небольшие исследовательские работы. Это могут быть проекты, содержащие сведения из истории возникновения знаков препинания, исследование употребления определенных знаков в каком-либо художественном произведении, наблюдение над синтаксисом и пунктуации переписки в чатах и мессенджерах и тому подобное. Такие задания стимулируют познавательную активность и способствуют более сознательному усвоению правил.

Работа по формированию пунктуационных умений продолжается на протяжении всего обучения и носит системный характер. Цель ее заключается не в механическом заучивании правил, а в научении применять их в различных письменных высказываниях.

Дата последнего обновления статьи: 20.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot