Основные принципы и предпосылки формирования пунктуационных умений
Пунктуация как один из разделов языкознания, который изучает закономерности и нормы постановки знаков препинания, изучается на протяжении всего курса русского языка. Это связано с чрезвычайной важностью пунктуационных норм для письменной речи и формирования грамотности.
Постановка знаков препинания базируется на трех принципах, которые учитываются при работе над формированием пунктуационных умений:
- Грамматическом, когда пишущий опирается на понимание строения предложения и анализ его структуры.
- Смысловом, связанным с учетом семантической функции знаков препинания для выделения значимых отрезков письменной речи.
- Интонационном, когда происходит опора на актуальное членение предложения в устной речи.
Базовым понятием методики пунктуации является пунктограмма.
Пунктограмма – это позиция в синтаксической структуре предложения, которая сигнализирует о необходимости постановки того или иного знака препинания или же его отсутствия.
Для каждой пунктограммы существует набор характерных признаков, определяющих ее употребление, - опознавательных признаков.
В курсе школьного языкознания обычно изучаются следующие признаки пунктограмм:
- Конец высказывания / предложения, сигнализирующий о выборе того или иного знака завершения.
- Наличие двух и более грамматических основ, которые указывают на сложное предложение.
- Наличие однородных членов предложения, а также полупредикативных конструкций – причастных, деепричастных оборотов.
- Наличие вводных слов и конструкций, обращений, вставных конструкций.
- Способы выражения грамматической основы в простом предложении (для обоснования постановки тире между подлежащим и сказуемым).
- Наличие иных видов синтаксического осложнения (уточняющих, поясняющих конструкций, сравнительных оборотов и проч.).
Для формирования пунктуационных умений необходимы предпосылки, помогающие овладеть нормами постановки знаков препинания:
- Знание синтаксиса: сведения о предложении, его строении, осложняющих элементах.
- Понятие об обособлении, его видах и функциях.
- Знания в области морфологии: умение опознавать причастия, деепричастия, выделять предложно-падежные конструкции (типа «несмотря на…», «невзирая на…»), различать союзы, а также определять способы выражения того или иного члена предложения.
- Сформированность навыков грамматического анализа: умение выделять предикативную основу, отличать ее от второстепенных членов.
- Умение производить актуальное членение предложения.
- Навыки определения коммуникативной целеустановки предложения, его интонационной окраски.
Специфические методы и приемы обучения пунктуации
Существуют специфические методы формирования пунктуационной грамотности, которые реализуются в ряде упражнений:
- Пунктуационный анализ, цель которого заключается в том, чтобы объяснить постановку знаков препинания. В ходе выполнения этого упражнения ученики учатся применять синтаксические знания на практике, связывая, например, пунктуацию в сложном предложении со знаниями о его структуре, способе грамматической и смысловой связи частей.
- Синтаксический анализ, позволяющий определить целевую установку высказывания, его интонационное и структурное оформление, помогает понять, какие знаки завершения использовать, содержится ли в предложении элемент, нуждающийся в обособлении, влияет ли строение предложения и количество грамматических основ на постановку знаков препинания.
- Осложненное списывание, когда ученики графически объясняют пунктограммы и вставляют пропущенные в тексте знаки препинания. Такие упражнения могут носить специализированный характер и быть направленными на отработку одного вида пунктограмм, а могут носить и комплексный характер, охватывая широкий круг пунктуационных умений.
- Конструирование предложений по предложенной схеме. Упражнение способствует усвоению структурной схемы предложения, отвлечению от конкретного лексического наполнения и выходу к обобщению типовых конструкций и общих принципов постановки знаков препинания в них.
- Исправление пунктуационных ошибок в тексте. Упражнение не стоит применять на начальных этапах формирования пунктуационных умений, однако на этапе обобщения такие задания помогают развить внимательность, пунктуационную «зоркость», умение находить и исправлять ошибки, допущенные в письменной речи.
- Различные виды диктантов. Записывая текст на слух, дети одновременно учитывают все три принципа пунктуации: синтаксический (грамматический), семантический и интонационный. Это помогает автоматизировать навык пунктуации, сделать его более осознанным.
- Проектный метод. Суть его заключается в том, что дети индивидуально или в группах выполняют небольшие исследовательские работы. Это могут быть проекты, содержащие сведения из истории возникновения знаков препинания, исследование употребления определенных знаков в каком-либо художественном произведении, наблюдение над синтаксисом и пунктуации переписки в чатах и мессенджерах и тому подобное. Такие задания стимулируют познавательную активность и способствуют более сознательному усвоению правил.
Работа по формированию пунктуационных умений продолжается на протяжении всего обучения и носит системный характер. Цель ее заключается не в механическом заучивании правил, а в научении применять их в различных письменных высказываниях.