Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Современные орфоэпические варианты в русском языке

Орфоэпическая норма и её особенности

Определение 1

Орфоэпическая норма — это часть литературной нормы, которая регулирует правильное произношение, а также верную постановку ударения.

В такой трактовке орфоэпические нормы рассматриваются широко как наиболее общие требования к литературному произношению. При более узком подходе под орфоэпическими нормами понимаются только нормы произношения, в то время как законами постановки ударения управляют акцентологические нормы. Именно правила постановки ударения являются наиболее сложным аспектом произносительных норм, поскольку в русском языке нет общих правил, которые бы регулировали каждый частный случай. Это обусловлено особенностями русского ударения:

  1. Его свободным характером: ударение не закреплено на одном слоге, но может перемещаться: Отрочество — завИдно- диспансЕр.
  2. Подвижностью: ударение может перемещаться с одного слога на другой при изменении лексем: клАла — кладИ, нАчал — началА — нАчали.
  3. Смыслоразличительной функцией: ударение помогает различать не только формы слов, но и сами лексемы: прОвод — проволока из металла / проВод — 2-я часть сложных слов типа «газопровод», «водопровод»; острОта — остроумной замечание / остротА — свойство быть острым, заточенным.
  4. Вариативностью, то есть способностью ударения варьироваться по месту в слове в зависимости от значения или стиля речи.

Орфоэпические варианты в русском языке бывают двух типов:

  1. Равноправные, существующие параллельно: Иконопись — икОнопись, пЕтля — петлЯ. В орфоэпических словарях оба таких варианта приводятся как нормативные и допустимые.
  2. Неравноправные варианты, один из которых является литературным, а другой находится за пределами нормы и представляет собой разговорный или профессиональный вариант: кОмпас (нормативное) - компАс (профессиональное), хозЯева (норм.) - хозяевА (просторечное). Как правило, в словарях орфоэпические неравноправные варианты имеет специальные пометы (неправильно, устаревшее, не рекомендуется, разговорное), а предпочтительный с точки зрения нормы вариант приводится первым.
«Современные орфоэпические варианты в русском языке» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Причины возникновения орфоэпических вариантов заключаются в следующем:

  1. Изменение произношения с течением времени: укрАинцы (устар.) - украИнцы (современ.).
  2. Закрепление в речевой практике ненормативного варианта и его частотное преобладание в узусе: грЕнки (неправ.) - гренкИ (прав.), хвоЯ (не рек.) - хвОя (прав.).
  3. Возникновения профессиональных орфоэпических вариантов, например: Инсульт (мед.), возбУждено (правоохр.).
  4. Заимствование слова с сохранением ударения оригинала с последующим появлением произношения под влиянием аналогии: жалюзИ (из фр., прав.) / жАлюзи (не рек.) по аналогии со словами «сАни, нОжницы, шОрты».

Современные орфоэпические варианты в русском языке

Рассмотрим более подробно варианты произношения и ударения в современном русском языке.

Равноправные варианты касаются:

  1. Произношения [чн]/[шн] на месте сочетания ЧН: було[шн] / було[чн]ая; горчи[шн]ик / горчи[чн]ик; копее[шн]ный / копее[чн]ый; моло[шн]ный / молоч[чн]ый; сливо[шн]ый / сливо[чн]ый; пшени[шн]ый / пшени[чн]ый.
  2. Твёрдого и мягкого произнесения согласных перед буквой Е в заимствованных словах: д[э]градация / [д'э]градация, д[э]вальвация / [д'э]вальвация, де[э]дукция / [д'э]дукция, д[э]зодорант / [д'э]зодорант, д[э]кан / [д'э]кан.
  3. Вариантов ударения: твОрог / творОг, искрИстый / Искристый, икОнопись / Иконопись, крОшится / крошИтся.

Неравноправные варианты бывают:

  1. Устаревшими вариантами произношения: тенденция в старомосковской норме произносить [съ] на месте -ся/-сь в глаголах: извинил[съ], не бою[съ]; произносить глаголы с окончаниями -ат/-ят с конечным [ут]: слыш[ут], леч[ут]; смягчение согласных разного места образования ([д'в']ерь) или случаи регрессивного смягчения (четве[р']г).
  2. Функционально-стилистическими вариантами:

    • в профессиональной сфере варианты ударения могут отличаться от литературной нормы (дОбыча — в речи шахтёров, ходатАйство — в речи юристов, тахикАрдия — в речи медиков);
    • также наблюдается расхождение между разговорной нормой произношения и литературным образцом: квАртал, августОвский, дОговор (разг., не рек.) - квартАл, Августовский, договОр;
    • различаются между собой ударения в стилизации под народно-поэтическую речь и в общеупотребительных словах: красна дЕвица — девИца на выданье, шелкОвые косы — шЁлковые ткани, честнОй батюшка — честный человек.
  3. У омографов: зАмок — замОк, пАрить — парИть.

  4. У слов разных частей речи, где ударение выполняет функцию различения грамматических форм: знакОм с кем-либо — следуй за знАком, дети пИли сок - пилИ ствол берёзы, солдаты погибли на поле брАни — не бранИ меня сильно, добился пОтом и кровью — сделай это потОм.

Современные орфоэпические варианты в русском языке отражают его историческое развитие и функционально-стилевое многообразие и отличаются разной степенью нормативности, поэтому при затруднении в постановке ударения или выборе верного варианта произношения необходимо использовать орфоэпический словарь.

Дата последнего обновления статьи: 12.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot