Основные особенности русского литературного языка
Русский литературный язык представляет собой высшую форму существования общенационального языка и характеризуется рядом признаков: нормированностью, упорядоченностью, кодифицированностью (нормы зафиксированы в словарях и грамматиках), лексико-грамматическим богатством и функционально-стилистическим разнообразием.
Как наиболее развитая и совершенная форма языка русской нации литературный язык противопоставлен внелитературным формам: просторечию, жаргонам, диалектам и обсценной лексике (мату).
Русский литературный язык выполняет на современном этапе развития несколько функций:
- является государственным языком Российской Федерации. Он функционирует как язык государственных официальных документов, на нем происходит обучение, это язык печатных и электронных СМИ;
- выступает как язык межнационального общения для народов, проживающих на территории России;
- используется как язык международного общения, являясь одним из мировых языков и рабочим языком ООН.
Русский литературный язык отличается следующими лингвистическими характеристиками:
- Системно-структурным строением. Выделяют четыре основных языковых уровня (фонетический, морфемный, лексический, синтаксический) и два функциональных (словообразовательный и морфологический). Единицы всех уровней языка расположены в нем в определенной иерархии, противопоставлены другим по ряду признаков и функционируют в соответствии с законами языка.
- Нормативностью - наличием исторически сложившихся, объективных, общеобязательных правил употребления его единиц в разных сферах общения. Выделяют следующие нормы литературного языка: нормы ударения и произношения (акцентологические и орфоэпические), словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, правописание и стилистические.
- Полифункциональностью, то есть он охватывает все сферы общения и стили речи.
- Устной и письменной формой существования.
Становление русского литературного языка приходится на первую треть XIX века и связано с именем А.С. Пушкина, представившего в своем творчестве эталонные образцы словоупотребления. Значительное влияние на развитие и обогащение русского литературного языка оказало творчество классиков русской литературы XIX века, произведения которых считаются образцовыми с точки зрения отбора и использования языковых средств.
В XX веке русский литературный язык претерпел ряд изменений, связанных с социально-историческими и техническими преобразованиями. Революционные события способствовали демократизации языка и письменной речи, введение всеобщего обязательного образования сделало литературный язык общедоступным и распространенным, а научно-технический прогресс повлиял как на языковое содержание (прежде всего на лексику), так и на коммуникацию в целом, стимулировав развитие её электронных форм.
Современное состояние русского литературного языка
Состояние русского литературного языка на рубеже XX-XXI вв., как и состояние российского общества, оценивается как переходное. Это выражается в том, что язык обладает способностью отражать изменения, происходящие в общественно-политической, экономической и культурной жизни нации.
Переход к демократии, становление рыночной экономики, глобализация и цифровизация жизни - все эти внеязыковые (экстралингвистические) факторы привели к формированию ряда тенденций в развитии литературного языка.
Основные тенденции (направления) развития русского литературного языка на современном этапе:
- стремление к демократизации языкового содержания и формы;
- повышение личностного начала в коммуникации;
- открытость новому, в том числе к заимствованиям из других языков;
- преобладание устной спонтанной коммуникации, активное развитие естественной письменной речи, приближенной к устной форме общения;
- свобода в отборе и использовании языковых средств, размывание границ литературной нормы;
- возрастание роли узуального общения (речевой практики) в определении нормативности определенных языковых фактов;
- появление новых форм коммуникации в интернете и мессенджерах (переписка в социальных сетях, чаты на форумах, блоги, стримы, обмен репликами в комментариях, сообщения),
Наиболее активные изменения наблюдаются в самой подвижной сфере языка - лексической. Здесь можно отметить две разнонаправленные тенденции: с одной стороны, это увеличение словаря (неологический бум, заимствования), с другой - обеднение словарного запаса носителей языка.
Наблюдается использование семантических клише, вытесняющих богатые синонимические возможности русского языка. Например: слово "адекватный" употребляется в широком контексте в значении "отвечающий ожиданиям говорящего" (адекватный собеседник, адекватная ситуация, адекватные цены); жаргонное слово "угарный" - в значении "смешной" и "хороший, отличный" (угарная передача, угарный арбуз).
Русская лексика переживает второй, после 20-х гг. XX в., период активного образования сложносокращенных слов и аббревиатур, в том числе иноязычных: САБЖ, ЛОЛ, ИМХО, РОФЛ.
К негативным тенденциям, с которыми сталкивается современный литературный язык, можно отнести следующие:
- Вульгаризация бытового общения и, как следствие, снижение уровня речевой и общей культуры носителей языка.
- Проникновение в сферу разговорно-бытовой речи жаргонизмов и матерной лексики.
- Употребление вместо оценочной литературной лексики обсценных слов в эмоционально-экспрессивной функции, в том числе и в электронных СМИ.
- Неоправданный поток заимствований, семантически избыточный и нарушающий стилистическую норму (олдовая вещь - старая, у меня трабл - проблемы, заподозрить в харассменте - домогательствах и проч.).
- Тенденция к унификации, упрощению языкового содержания и выражения: в устной речи - междометные эквиваленты предложений либо назывные предложения (Супер! Вау! Засада), "телеграфный" стиль в переписке, замена речевых высказываний эмотиконами и утрата навыков построения развёрнутого речевого высказывания.
Отрицательные аспекты современного состояния литературного языка вызывают тревогу у лингвистов, представителей искусства и культуры и общественных деятелей. Поэтому актуальными становятся проблемы государственной поддержки и защиты русского литературного языка, пропаганды чтения классики, повышения качества школьного преподавания русского языка и развитие языковой культуры его носителей в целом.