Сочинение в формате ЕГЭ
Сочинение-рассуждение — это итоговое задание ЕГЭ по русскому языку (задание №27 в КИМ-2021), нацеленное на проверку следующих речевых умений:
- Понимать и верно интерпретировать содержание текста и затронутые в нём проблемы.
- Выявлять авторскую позицию по поставленной проблеме, анализировать способы её проявления.
- Формулировать собственное мнение по указанной проблеме и аргументировать его.
- Создавать собственное речевое высказывание на основе исходного текста, руководствуясь принципами логичности, правильности, точности и выразительности речи.
Основные требования к структуре и содержанию сочинения отражены в формулировке задания и более подробно представлены в спецификации к тестовой работе.
Сочинение формата ЕГЭ должно соответствовать ряду критериев:
Формальные критерии: объём не менее 150 слов, опора на предложенный текст, запрет на пересказ или копирование исходного текста без аргументов и комментариев.
Содержательные критерии:
- строгая композиция: сочинение состоит из трех частей — вступления, основной части и заключения; во вступлении учащийся должен сформулировать одну из проблем, затронутых в тексте, в основной части привести не менее двух аргументов из исходного текста, поясняющих, раскрывающих данную проблему, прокомментировать их, указав, какую роль они играют в понимании проблемы, а также отметить существующую между аргументами связь и пояснять её смысловой характер (причинно-следственная, сопоставительная, по аналогии и проч.); затем ученик должен обозначить авторскую позицию по поставленной проблеме и выразить своё к ней отношение, подтверждённое примерами или аргументами; в заключении, которое не должно быть объемным, подводится итог рассуждению по теме;
- логичность и последовательность изложения, исключающие неверное абзацное членение, пропуск композиционных частей или другое искажение структуры работы;
- правильность речи, проявляющаяся в отсутствии орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок;
- качество речи, связанное с её богатством и выразительностью, наличием различных по типу синтаксических конструкций, а также отсутствием речевых и стилистических ошибок;
- соблюдение этических требований к содержанию речевого высказывания, его уместность и соответствие условиям коммуникативной ситуации.
Основной тип речи, используемый в сочинении-эссе — рассуждение.
Рассуждение представляет собой последовательное, логичное и доказательное размышление на какую-либо тему и (или) обоснование верности (ошибочности) какого-либо утверждения.
Рассуждение имеет четкую композиционную структуру, включающую:
- Тезис — положение, выносимое на обсуждение или обоснование. В сочинении-эссе ГИА тезис равнозначен сформулированной проблеме текста.
- Аргументы — примеры, подтверждающие верность тезиса или обосновывающие его ошибочность. В качестве аргументов в сочинении используются примеры-иллюстрации из исходного текста, помогающие понять суть затрагиваемой проблемы. Важно не просто указать на примеры, необходимо объяснить, как они помогают нам, читателям, интерпретировать проблему, какие её аспекты они затрагивают. Примеры-аргументы должны быть логически связаны между собой. Тип такой связи может быть различным: причинно-следственным, по аналогии, сравнительно-сопоставительным, по принципу противопоставления (антитезы), градационным (второй аргумент усиливает смысловое значение первого).
- Вывод, позволяющий подтвердить или опровергнуть утверждение, в сочинении-эссе сводится к формулировке авторской позиции и собственного обоснованного к ней отношения.
Недостатки сочинения
При написании сочинения ученики сталкиваются с рядом трудностей, которые в дальнейшем приводят к типичным недостаткам работы:
- Неумение различать тему и проблему. Тема — понятие более широкое, это содержательная сторона текста, проблема же — это частный аспект темы, некое противоречие, подмеченное автором и нуждающееся в разрешении. Например, тема «Война и человек» может включить в себя целый диапазон проблем: негативное влияние войны на человека, сохранения милосердия и сострадания в военное время, героическое поведение на войне и проч. Для удобства учеников методисты предлагают формулировать проблему в виде вопроса (Как сохранить человечность на войне? Такую проблему затрагивает автор) или утверждения (Автор размышляет над проблемой сохранения милосердия в военное время).
- Неспособность выделить в тексте примеры, относящиеся к проблеме, и прокомментировать их. К примерам-иллюстрациям относятся факты или события, которые упоминает автор; научные данные и ссылки на них; цитаты или размышления известных людей. Комментарий, к примеру, позволяет выявить его значение для понимания проблемы: показывая, что пленных пощадили, автор подчёркивает, что и к врагам, пришедшим на нашу землю с оружием, необходимо проявить сострадание.
- Неверная формулировка авторской позиции. Позиция автора представляет собой его отношение к поставленной проблеме. Иногда (особенно в текстах публицистического стиля) позиция выражена ясно. В художественных произведениях она может быть извлечена из подтекста путём анализа способов выражения авторской позиции. Необходимо обращать внимание на слова и выражения, носящие оценочно-экспрессивный характер, используемые средства выразительности (сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты), описание портрета, интерьера или пейзажа, диалоги персонажей, «говорящие» имена.
- Грамматические ошибки, проявляющиеся в неверном построении сложных предложений («Ведь нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить»), употреблении причастных оборотов (Заданное сочинение девочке на тему счастья ставит её в тупик и заставляет задуматься, была ли она по-настоящему счастлива), деепричастных оборотов (Размышляя над данными словами Толстого, возникает понимание того, что жизнь человека зависит от его образа мыслей).
- Речевые недочёты, связанные с употреблением слов в неверном значении (Если бы ручей не боролся с окружающей средой, то не возникла бы жизнь в заводях и на берегу); тавтологией и плеоназмом («Зачем человек живёт?» - такой вопрос спрашивает Толстой. — спрашивает вопрос. Хотя солдат боялся умереть навсегда, он всё же пошёл в бой. — умереть навсегда).
- Правописные ошибки, обусловленные слабым владением орфографическими и пунктуационными нормами.
- Неумение выразить свои мысли в соответствии с требованиями стиля и этики коммуникации, наличие в сочинении жаргонизмов, просторечия, неэтичных высказываний и формулировок, противоречащих нормам культуры речевого общения.
Сочинение в формате ГИА — сложный вид работы с текстом, для которого важно не только понимать прочитанное, но и грамотно и последовательно излагать свои мысли, демонстрируя свободное владение всеми языковыми средствами.