Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сочинение на лингвистическую тему и его роль в языковом развитии обучающихся

Сочинение на лингвистическую тему и его роль в языковом развитии обучающихся

В обучении русскому языку большую роль играет теоретическая подготовка, ведь именно знание языковой теории в значительной мере обусловливает успешность применения полученных в ходе обучения сведений на практике. Однако теоретический аспект языкового образования представляет и значительные трудности, которые связаны со следующими факторами:

  1. Объективная сложность лингвистики и ее теоретической базы.
  2. Недостаточная сформированность навыков работы с теоретической информацией, отсутствие культуры мышления.
  3. Низкий уровень учебой мотивации, нежелание учить теорию, правила.
  4. Отсутствие системного подхода к освоению теоретических сведений на уроке.
  5. Низкий процент заданий, направленных на творческую переработку теоретических сведений.

Последнее условие особенно значимо в аспекте языкового образования, так как лингвистические знания в курсе русского языка являются неотъемлемой частью речевого развития. Более того, понимание языковой теории и достаточно в высокий уровень владения ею обеспечивают и стабильно высокое качество речевой деятельности. Поэтому эффективным средством повышения мотивации к изучению теоретического материала, а также развития письменных речевых навыков являются сочинения на лингвистическую тему.

Определение 1

Сочинения на лингвистическую тему представляют собой разновидность творческих работ по русскому языку, цель которых состоит в раскрытии роли, демонстрации значения в речи какого-либо языкового явления с опорой на теоретические сведения о нем.

В практике школьного курса языкового образования сочинения на лингвистическую тему используются тогда, когда учащиеся сталкиваются с языковыми явлениями, которые имеют особое значение для речи в плане выразительности, богатства или точности. Поэтому чаще такие сочинения пишутся при изучении частей речи или лексики. Однако тематический перечень сочинений на лингвистические темы, который входит в содержание экзаменационных работ Основного государственного экзамена, показывает, что такие сочинения весьма разнообразны и охватывают следующие разделы:

«Сочинение на лингвистическую тему и его роль в языковом развитии обучающихся» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Орфографию и пунктуацию.
  2. Средства художественной выразительности.
  3. Синтаксис и морфологию.

В связи с этим сочинение на лингвистическую тему становится востребованным жанром в аспекте подготовки к итоговой аттестации по русскому языку, поэтому в школе необходимо осуществлять систематическую работу над методикой его написания.

Специфика сочинения на лингвистическую тему состоит в том, что оно требует не просто рассуждений, а рассуждений, базирующихся на знании языковой теории. То есть ученик должен продемонстрировать следующие знания и умения:

  1. Знание сущности лингвистического понятия, умение его определять.
  2. Понимание функции лингвистического явления в речи, умение описать эту функцию с опорой на изученный материал.
  3. Умение находить в текстах примеры использования лингвистических явлений, которые придают речи желаемый коммуникативный эффект.
  4. Умение сформулировать свои мысли и отразить их на письме в соответствии с правилами логики, законами композиции, нормами письменной речи.

Методика подготовки к сочинению на лингвистическую тему

В процессе обучения написанию сочинения на лингвистическую тему в школе используются следующие виды заданий:

  1. Составление конспекта по теоретическому материалу, который приучает к научному стилю речи, структуре научного текста, а также к логике изложения фактов.
  2. Составление письменных ответов на теоретические вопросы с соблюдением структуры развернутого ответа.
  3. Комплексный анализ текста, а также выборочный функциональный анализ (например, найти в тексте синонимы и определить их роль; объяснить функцию использования в тексте осложненных предложений и проч.).
  4. Анализ и рецензирование готовых сочинений на лингвистическую тему (то есть образцов, на которые учащиеся могут ориентироваться в процессе подготовки к написанию).
  5. Подготовка мини-проектов на уроке в группах с обязательным письменным оформлением ответа на вопрос.
  6. Изложения текстов лингвистического характера.
  7. Лингвистический эксперимент, нацеливающий учащихся на выявление семантических и стилистических функций языкового средства в контексте.

В ходе подготовки к сочинению на лингвистическую тему необходимо мотивировать учащихся изучать теорию. Для этого можно использовать следующие приемы:

  1. Дидактические игры, направленные на развитие интереса к изучаемому языковому феномену.
  2. Сюжетно-ролевые игры (путешествия, «Редакторское бюро» и проч.), которые стимулируют «погрузиться» в теорию через практическую деятельность.
  3. Дискуссионные форму (учебные дискуссии, диспуты, «мозговой штурм»).
  4. Техники развития критического мышления («Фишбоун», «Кубик Блума», «Шляпа вопросов» и др.).
  5. Прием «Лови ошибки», который помогает выявить пробелы в теоретической подготовке и устранить их, обратившись к изучению теории.

Таким образом, сочинение на лингвистическую тему помогает закрепить теоретический материал, развитие навыки рассуждения, применения теоретических знаний на практике, а также способствует развитию мотивации к изучению феноменов языка и речи.

Дата последнего обновления статьи: 08.12.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot