Сочинение на лингвистическую тему и его роль в языковом развитии обучающихся
В обучении русскому языку большую роль играет теоретическая подготовка, ведь именно знание языковой теории в значительной мере обусловливает успешность применения полученных в ходе обучения сведений на практике. Однако теоретический аспект языкового образования представляет и значительные трудности, которые связаны со следующими факторами:
- Объективная сложность лингвистики и ее теоретической базы.
- Недостаточная сформированность навыков работы с теоретической информацией, отсутствие культуры мышления.
- Низкий уровень учебой мотивации, нежелание учить теорию, правила.
- Отсутствие системного подхода к освоению теоретических сведений на уроке.
- Низкий процент заданий, направленных на творческую переработку теоретических сведений.
Последнее условие особенно значимо в аспекте языкового образования, так как лингвистические знания в курсе русского языка являются неотъемлемой частью речевого развития. Более того, понимание языковой теории и достаточно в высокий уровень владения ею обеспечивают и стабильно высокое качество речевой деятельности. Поэтому эффективным средством повышения мотивации к изучению теоретического материала, а также развития письменных речевых навыков являются сочинения на лингвистическую тему.
Сочинения на лингвистическую тему представляют собой разновидность творческих работ по русскому языку, цель которых состоит в раскрытии роли, демонстрации значения в речи какого-либо языкового явления с опорой на теоретические сведения о нем.
В практике школьного курса языкового образования сочинения на лингвистическую тему используются тогда, когда учащиеся сталкиваются с языковыми явлениями, которые имеют особое значение для речи в плане выразительности, богатства или точности. Поэтому чаще такие сочинения пишутся при изучении частей речи или лексики. Однако тематический перечень сочинений на лингвистические темы, который входит в содержание экзаменационных работ Основного государственного экзамена, показывает, что такие сочинения весьма разнообразны и охватывают следующие разделы:
- Орфографию и пунктуацию.
- Средства художественной выразительности.
- Синтаксис и морфологию.
В связи с этим сочинение на лингвистическую тему становится востребованным жанром в аспекте подготовки к итоговой аттестации по русскому языку, поэтому в школе необходимо осуществлять систематическую работу над методикой его написания.
Специфика сочинения на лингвистическую тему состоит в том, что оно требует не просто рассуждений, а рассуждений, базирующихся на знании языковой теории. То есть ученик должен продемонстрировать следующие знания и умения:
- Знание сущности лингвистического понятия, умение его определять.
- Понимание функции лингвистического явления в речи, умение описать эту функцию с опорой на изученный материал.
- Умение находить в текстах примеры использования лингвистических явлений, которые придают речи желаемый коммуникативный эффект.
- Умение сформулировать свои мысли и отразить их на письме в соответствии с правилами логики, законами композиции, нормами письменной речи.
Методика подготовки к сочинению на лингвистическую тему
В процессе обучения написанию сочинения на лингвистическую тему в школе используются следующие виды заданий:
- Составление конспекта по теоретическому материалу, который приучает к научному стилю речи, структуре научного текста, а также к логике изложения фактов.
- Составление письменных ответов на теоретические вопросы с соблюдением структуры развернутого ответа.
- Комплексный анализ текста, а также выборочный функциональный анализ (например, найти в тексте синонимы и определить их роль; объяснить функцию использования в тексте осложненных предложений и проч.).
- Анализ и рецензирование готовых сочинений на лингвистическую тему (то есть образцов, на которые учащиеся могут ориентироваться в процессе подготовки к написанию).
- Подготовка мини-проектов на уроке в группах с обязательным письменным оформлением ответа на вопрос.
- Изложения текстов лингвистического характера.
- Лингвистический эксперимент, нацеливающий учащихся на выявление семантических и стилистических функций языкового средства в контексте.
В ходе подготовки к сочинению на лингвистическую тему необходимо мотивировать учащихся изучать теорию. Для этого можно использовать следующие приемы:
- Дидактические игры, направленные на развитие интереса к изучаемому языковому феномену.
- Сюжетно-ролевые игры (путешествия, «Редакторское бюро» и проч.), которые стимулируют «погрузиться» в теорию через практическую деятельность.
- Дискуссионные форму (учебные дискуссии, диспуты, «мозговой штурм»).
- Техники развития критического мышления («Фишбоун», «Кубик Блума», «Шляпа вопросов» и др.).
- Прием «Лови ошибки», который помогает выявить пробелы в теоретической подготовке и устранить их, обратившись к изучению теории.
Таким образом, сочинение на лингвистическую тему помогает закрепить теоретический материал, развитие навыки рассуждения, применения теоретических знаний на практике, а также способствует развитию мотивации к изучению феноменов языка и речи.