Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Исследование лингвометодических основ изучения несклоняемых существительных на уроках русского языка

Исследование лингвометодических основ изучения несклоняемых существительных на уроках русского языка

Неспособность имени склоняться является его постоянной характеристикой, которая на практике проявляется в том, что определённая категория лексем не имеет словоизменительной парадигмы и используется в одной форме, совпадающей с его основой: конферансье, торнадо, кенгуру, салями и проч.

В лингвистической и методической литературе существует несколько аспектов исследования подобных существительных, которые до конца не прояснены и являются спорными:

  1. Определение границ категории несклоняемых лексем. К данному классу относят те имена существительные, которые пришли из других языков и грамматически «не адаптировались» в системе нашего языка, не обзаведясь системой падежных окончаний. Данная концепция представлена в основном в практике школьного преподавания. Однако, согласно А.А. Зализняку, данные существительные правильнее было бы отнести к нулевому склонению, поскольку они всё же имеют категорию рода, числа и употребляются в контекстах, в которых можно выявить их падежные значения: надел (что?) новое пальто (В. п.), шёл с другом (куда?) в кино (П. п.). Если рассматривать несклоняемых существительные в более широком аспекте, то к ним можно отнести и те слова, у которых формально склонение определить нельзя, например, слова группу pluralia tantum (типа «ножницы», «дрожжи», «прятки»). Однако они всё же изменяются по падежам, поэтому не могут рассматриваться как неизменяемые лексемы.
  2. Вопрос классификации несклоняемых существительных. С точки зрения происхождения (языка-источника) данная группа неоднородна и включает слова разных типов: они могут оканчиваться на гласные и согласные, выступать как аббревиатуры (бикини, авеню, медиа, кэш, дао, ЮНЕСКО, ПАСЕ и проч.), а также относится к собственным именам – топонимам и антропонимам (Сочи, Сухуми, Гоби, Эдит Пиаф, Этель Лилиан Войнич). С методической точки зрения трудности возникают при обучении опознавать эти существительные и вычленять их в потоке речи. Иногда у детей наблюдается бессознательная тенденция склонять такие образования по типу второго школьного склонения: играл на пианине, проехал на метре, отдыхал в Сочах.
  3. Спорным вопросом также является методика определения родовой принадлежности данных слов. Общего правила, которое бы регулировало все случаи, не существует. Более того, родовая принадлежность зависит от сопутствующих грамматических категорий (одушевленности / неодушевленности: маэстро– м. р., метро – ср. р.), родового понятия (в аббревиатурах, топонимах: суровая Гоби – пустыня, пресноводная Конго - река), традиции (кофе, торнадо, пенальти – м. р., но колибри, кольраби – ж. р.), контекста (В клетке сидела кенгуру и прятала в сумке своего детёныша).
Статья: Исследование лингвометодических основ изучения несклоняемых существительных на уроках русского языка
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Методика изучения несклоняемых существительных

Замечание 1

По сути, изучение несклоняемых существительных происходит как исследование учениками их лингвистических особенностей через наблюдение за контекстом

Данный учебно-исследовательский процесс организуется и направляется учителем, но в основе его лежит знакомство с конкретным языковым материалом и его анализ.

Изучая несклоняемые имена, ученики сначала знакомятся с их графическими и лексико-семантическими признаками, позволяющими объединить данные слова в группы:

  1. Подобные лексемы оканчиваются на –о, -и, -у, -ю, -е (пальто, жюри, какаду, авеню, шоссе).
  2. Иногда они обозначают лиц мужского или женского пола: маэстро, конферансье, рефери, мадам, мисс, фрау.
  3. Некоторые из них служат для номинации животных, птиц: колибри, кенгуру, шимпанзе.
  4. Одни принадлежит к топонимам (Онтарио, Колорадо), другие – к антропонимам (Джошуа, Катрин, Мао, Шевченко, Дюма).
  5. Затем вводится понятие рода несклоняемых существительных и способа его определения. В основу обучения этому умению положен принцип учёта семантики слова, а также ориентации на контекст:
  6. Очевидно, что род одушевленных имен, а также антропонимов определяется по гендерной принадлежности обозначаемых ими лиц: юная мисс, пожилая мадам, улыбчивый конферансье, строгий рефери, умный Джошуа, весёлая Жанетт и проч.
  7. Лексемы, используемые для номинации животных, обычно принадлежат к мужскому роду, но могут наблюдаться колебания в роде, особенно в тех контекстах, где важно подчеркнуть пол животного: Это самая старая шимпанзе Нинель, которая живёт здесь уже десять лет.
  8. Существительные, принадлежащие к классу неодушевленных лексем, чаще всего относятся к среднему роду. Однако и тут возможны исключения из правил, обусловленные речевой традицией: вкусный кофе (но! сладкое какао), свирепый торнадо, меткий пенальти, широкая авеню и проч.
  9. Род аббревиатур, а также топонимов определяется по тому слову, которое обозначает родовое понятие: авторитетная РАН (академия), известный в мире МГУ (университет), высокая Килиманджаро (гора), многолюдный Рио-де-Жанейро (город). Но! ТАСС уполномочен (хотя агентство – ср. р.), московский ВУЗ (университет – м. р.).

Таким образом, методика работы с данным типом существительных базируется на их анализе, а также учёте лексико-грамматических характеристик и синтаксической функции.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot