Сочетание учебно-методических комплексов в преподавании русского языка
Изменения, затронувшие преподавания русского языка в основной школе и отраженные в новом образовательном стандарте, касаются унификации программного содержания преподаваемой дисциплиной. В соответствии с новыми требованиями разработана примерная программа по дисциплине «Русский язык», которая отражает единое содержание и требования к уровню подготовки учеников пятых-девятых классов. Единого учебника, отвечающего полностью структуре рабочей программы, пока не предложено. В связи с этим перед преподавателем русского языка встает вопрос об использовании нескольких учебно-методических комплексов, позволяющих удовлетворить потребности учебного процесса и организовать качественное проведение уроков русского языка.
Несмотря на ориентацию всех учебно-методических комплексов на требования образовательных стандартов, они различаются в содержательном и структурном отношениях. Так, в учебно-методическом комплексе под редакцией М. М. Разумовской изучение таких частей речи, как причастие и деепричастие, предусмотрено в 6 классе, в то время как в учебном комплексе под редакцией Т. А. Ладыженской эти темы изучаются в 7 классе. Также в учебниках представлена разная логика изложения учебного материала, соответственно, они различаются в порядке следования разделов и тем в течение учебного года.
Однако примерная программа преподавания, на которую должна быть ориентирована и рабочая программа учителя, предъявляет собственные требования к обязательному минимуму осваиваемого предметного содержания в каждом классе, а также в порядке следования тем внутри разделов. Поэтому учителю приходится обращаться к разным учебно-методическим пособиям для организации эффективной работы в классе.
В соответствии с принципами отечественной педагогики учебник выступает как одно из основных, но единственных средств обучения. Учебник по русскому языку является основой для организации классной и домашней работы учеников, однако его использование не исключает привлечения других материалов для преподавания: дополнительных учебно-методических комплексов, справочных материалов, цифровых ресурсов образования.
Принципы и приемы использования разных учебно-методических комплексов в преподавании русского языка
При использовании дополнительных по отношению к основному учебнику методических комплексов учитель должен руководствоваться рядом следующих принципов:
- Принцип целесообразности: обращаться к дополнительному учебнику необходимо лишь в том случае, если этого действительно требует учебный процесс. Например, в основном учебнике отсутствует необходимый раздел или тема, который должен быть обязательно изучен по требованиям программы.
- Принцип преемственности: новый учебник не должен кардинально отличаться от основного ни по принципу подачи материала, ни по подходам к трактовке основных языковых единиц.
- Принцип доступности: дополнительный учебник должен соответствовать возрасту учеников и их уровню знаний.
- Принцип системности: использование разных учебников не должно превращать учебный процесс в «калейдоскоп» разрозненных сведений, взятых попеременно из различных источников, в преподавании должна сохраняться единая логика развертывания учебного содержания.
Остановимся более подробно на приемах сочетания различных учебно-методических комплексов в преподавании русского языка. Они касаются следующих аспектов:
- Использование теоретического материала параллельного учебного комплекса при отсутствии необходимых сведений в основном учебнике.
- Привлечение упражнений параллельного комплекса в качестве дополнительных заданий при изучении темы / раздела из основного учебника.
- Использование справочного аппарата дополнительного учебника (словари, памятки, схемы разборов и проч.).
- Применение на уроке комплекса цифровых ресурсов, которые относятся к другому учебно-методическому комплексу (аудиосборники диктантов, изложений, цифровые словари, интерактивные задания).
При обращении к дополнительным учебно-методическим комплексам учителю необязательно использовать новый учебник на уровне напрямую, раздавая его ученикам. Достаточно брать из него необходимые материалы, которые могут быть представлены на занятии в разном виде:
- в качестве презентации (на слайдах),
- в виде схемы или таблицы на доске,
- в виде копии текста правила (упражнения),
- в качестве карточек для парной или индивидуальной работы.
При таком подходе к сочетанию учебно-методических комплексов учитель может использовать любые ресурсы как дополнение к основному учебнику. В настоящее время в связи с развитием цифровой образовательной среды все больше учебно-дидактических материалов находится в открытом доступе в сети Интернет, поэтому к ним можно обращаться, минуя параллельные учебно-методические комплексы.
Таким образом, сочетание учебно-методических комплексов в преподавании русского языка позволяет реализовать требования новых образовательных программ и обеспечить учебный процесс необходимым дидактическим материалом.