Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Словообразовательные неологизмы в современном русском языке

Словообразовательные неологизмы в современном русском языке

Русская лексика в настоящий момент активно пополняется новыми словами, однако, как отмечают специалисты, в потоке заимствованной лексики деривационные типы и категории не разрушаются, а модифицируются под потребности иноязычной лексики, помогая ей адаптироваться к морфемной и грамматической системам русского языка. Например, в соответствии с нормами русского словообразования активно идет процесс образования прилагательных и глаголов от заимствованных субстантивов: клик – кликнуть, лайк – лайкнуть, свайп – свайпать, пост – постить, бренд – брендовый, коммуникация – коммуникационный, офшор – офшорный, мультимедиа – мультимедийный и проч.

Система существующих в русском языке типов словообразования легко адаптирует заимствованные корни, образуя новые лексемы по продуктивным языковым моделям, при этом, как отмечают исследователи, наблюдается тенденция к использованию в качестве словообразовательных аффиксов иноязычных морфем, например, английского –инг (кемпинг, франчайзинг, консалтинг, лизинг, демпинг, сторителлинг и др.). Однако о полном включении иноязычных морфем в деривационную систему русского языка пока не идет речи, поскольку существующие словообразовательные типы пополняются достаточно медленно.

Одним из наиболее продуктивных способов деривации на сегодняшний момент является образование сложных неологизмов, так называемых композитов, зачастую включающих иноязычные аффиксоиды. Среди таких образований можно выделить слова с финальными частями «мейкер», «райтер», а также частями «медиа» и «арт»: клипмейкер, сушимейкер, патимейкер, копирайтер, спичрайтер, медиасфера, медиамагнат, медиарынок, боди-арт, арт-площадка, арт-объект и так далее.

Подобные образования весьма похожи на уже существующие в русском языке продуктивные словообразовательные типы, поэтому они воспринимаются большинством носителей языка как возникшие на русской почве, а заимствованные аффиксоиды сближаются по функциям с соответствующими словообразовательными элементами. Продуктивность подобных образований подтверждается их большим количеством, которое фиксируется в текстах СМИ, в Интернете.

Продуктивные типы словообразования и их статус

Статус сложных неологизмов в русском языке остается дискуссионным. Действительно, при попытке проанализировать строение и грамматические функции новообразований типа «кофе-брейк», «арт-дизайн», «медиа-менеджер» можно рассматривать их с разных точек зрения. Части «кофе», «арт», «медиа» можно отнести к аналитическим (неизменяемым) прилагательным. С другой стороны, существуют веские основания считать подобные образования сложными словами, а указанные части в силу их повторяемости и регулярной воспроизводимости при образовании новых лексем относить к словообразовательным элементам.

«Словообразовательные неологизмы в современном русском языке» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Вторая точка зрения также базируется на том, что в русском языке существуют словообразовательные модели продуктивного характера, по которым происходит образование новых лексем путем сложения с сокращением основы прилагательного и субстантива: граммофонная пластинка – грампластинка, танцевальная площадка – танцплощадка, драматический театр – драмтеатр, стенная газета – стенгазета и проч. Не менее продуктивна модель, основанная на сложении двух субстантивов, один из которых выполняет атрибутивную функцию. Так образованы слова типа «киноискусство», «порнофильм», «радиоприемник», «телеантенна». Также возможно и чистое сложение самостоятельных лексем с образованием сложных слов: диван-кровать, юбка-шорты, плащ-палатка и проч.

Новые сложные слова, образованные с помощью заимствованных аффиксоидов, отличаются высокой продуктивностью в системе языка, а также свободной сочетаемостью, что можно проследить при их употреблении в речи. Так, композиты, соотносимые с существительными, свободно сочетаются с атрибутивами: новый арт-объект, опытный клипмейкер, популярный шоумен и проч.

Спорным остается вопрос об их написании, потому что наблюдаются колебания в передаче их графического облика (слитное / дефисное написание). Очевидно, здесь сильно влияние языка-донора. Если слово в нем пишется слитно, то оно, как правило, в таком же виде функционирует и в русском языке, хотя бывают и исключения (например, бебиситтер, сторителинг и др.). В то же время действует тенденция, согласно которой лексическая самостоятельность слова определяет его дефисное написание. Рассмотрим два примера: медиахолдинг и медиа-группа. В первом случае выбирается слитное написание, так как слово ассоциируется со сложным образованием, полученным путем сложения атрибутива и субстантива: медийный холдинг. Во втором случае элемент «медиа» функционирует в качестве самостоятельной лексемы со значением «телекоммуникационный». Кроме этого, существенное влияние на написание таких слов оказывает и их формальное сходство с уже имеющимися в русском языке сложными словами.

Повторяющимися элементами в составе слов являются части «аква», «авто», «мобиль», «мега», «макро» и т.п. (аквапарк, аквапилинг, мегамаркет, микросхема, автопилот и др.). Они не являются аффиксами в строгом смысле слова, а образованные с их помощью слова относят к квазисложным, поскольку соответствий между производящими основами и данными формантами нет. При этом интенсификация данной словообразовательной модели говорит о ее трансформации: постепенно данные слова переходят в статус сложных благодаря продуктивному характеру данного типа деривации, относительно прозрачной семантике, наличию словообразовательных рядов, включающих эти элементы.

Таким образом, наблюдающийся активный рост числа неологизмов, пополняющих русскую лексику, связан не только с процессами заимствования, но и обусловлен словообразовательными процессами, пополняющими деривационную систему русского языка новыми аффиксоидами. При этом увеличение сложных лексем влияет на словообразовательную систему нашего языка путем трансформации статуса и продуктивности данной модели производства новых слов.

Дата последнего обновления статьи: 27.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot