Основные трудности изучения приложений в школе
В школьном курсе русского языка значительное место уделяется изучению второстепенных членов предложения. Это необходимо не только для, формирования навыков синтаксического разбора, но и для уяснения правил обособления второстепенных членов, выраженных различными оборотами.
Трудности в освоении второстепенных членов представляет приложение как разновидность определения, отличающаяся, однако, от традиционных определений своим морфологическим оформлением.
Приложения довольно часто встречаются в письменной речи как в одиночном виде, так и с присловными распространителями, поэтому важно научить школьника опознавать приложение среди других членов предложения, а также использовать знания о его строении, месте в предложении для правильного оформления приложений на письме.
Приложение выступает как разновидность определения, главная особенность которого заключается в том, что это определение выражено именем существительным с зависимыми словами или без.
Приложения конкретизируют содержание предложения, расширяя информационную базу сообщаемого, например: Лев Гумилев, известный историк, стал автором теории пассионарности. И. А. Крылов, создатель национальной русский басни, пробовал себя в драматургии и в журналистике.
Специфика приложений, которая заключается в морфологических средствах их выражения, выступает как фактор, который иногда затрудняет их опознание среди других второстепенных членов. Особенно это касается тех случаев, когда ученик имеет дело с одиночными приложениями: географическими названиями, а также названиями произведений искусства и печати. Очень часто такие приложения ошибочно относятся учащимися в разряд подлежащих: Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» поднимает проблему нигилизма как социально-философского явления. Река Волга является наиболее важной водной артерией центра России. При работе с такими предложениями необходимо акцентировать внимание учащихся на функции названий в предложении и их синтаксическом статусе.
При изучении приложений учащиеся сталкиваются с целым рядом трудностей, которые можно обобщить в виде следующего перечня учебных затруднений:
- Проблемы с разграничением приложения и других членов предложения (дополнений, подлежащего).
- Трудности в нахождении одиночного приложения и определении его раздельного или дефисного написания.
- Проблемы с постановкой знаков препинания при распространенных и одиночных приложениях, занимающих разные синтаксические позиции по отношению к определяемым словам.
Система работы по изучению приложений в школе
Для профилактики трудностей и предотвращения ошибок, связанных с употреблением приложений в речи, на уроках, посвященных их изучению, необходимо проводить комплексную работу, касающуюся всех сторон языкового явления:
- Знакомство с приложением целесообразно начинать с его сопоставления с определением и выявлением сходства и различия данных членов предложения для формирования системных представлений о приложении и его месте в структуре синтаксических конструкций.
- Особое внимание на этапе знакомства с приложением уделяется форме его выражения - характеру морфологической репрезентации приложения в отличие от определений.
- При расширении сведений о приложении формируется понятие распространенного приложения, раскрываются его особенности.
- Изучение одиночных приложений сопровождается актуализацией сопутствующих морфологических сведений об именах существительных собственных и нарицательных, поскольку этот фактор влияет на выбор дефисного или раздельного написания приложения с определяемым словом.
- При рассмотрении распространенных приложений учитель обращает внимание на два условия: частеречная принадлежность определяемого слова, а также место приложения в предложении по отношению к определяемому слову.
Методика работы с приложением включает разные типы заданий, направленных на развитие умений находить приложения в предложении, а также правильно оформлять их на письме:
- Чтение предложений, содержащих приложения разных типов, с комментированием, включающим нахождение приложения, определение способа его выражения, места в предложении и особенностей пунктуационного оформления.
- Работа с деформированным текстом - восстановление пропущенных и подходящих по смыслу приложений.
- Осложненное списывание с расстановкой необходимых знаков препинания, выбором раздельного или дефисного написания приложений.
- Запись предложений с приложениями под диктовку.
- Составление схем предложений с распространенными обособленными приложениями.
- Составление предложений с разными типами приложений по описанию или по предложенной схеме.
- Синтаксический разбор предложений с обособленными приложениями.
- Нахождение, анализ и исправление ошибок в предложениях с несогласованными приложениями.
- Языковое конструирование - составление и запись собственных предложений, содержащих разные типы приложений.
- Изложение текста с дополнительным грамматическим заданием, включающим введение в текст различных типов приложений и объяснение их написания.
- Написание небольших творческих работ с использованием заданных учителем критериев, включающих употребление приложений.
Все задания, направленные на работу с приложениями, нацелены на развитие навыков их использования в речи и помогают преодолеть учебные затруднения, возникающие при изучении приложений на уроках русского языка.