Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Система работы по изучению приложений в школе

Основные трудности изучения приложений в школе

В школьном курсе русского языка значительное место уделяется изучению второстепенных членов предложения. Это необходимо не только для, формирования навыков синтаксического разбора, но и для уяснения правил обособления второстепенных членов, выраженных различными оборотами.

Трудности в освоении второстепенных членов представляет приложение как разновидность определения, отличающаяся, однако, от традиционных определений своим морфологическим оформлением.

Приложения довольно часто встречаются в письменной речи как в одиночном виде, так и с присловными распространителями, поэтому важно научить школьника опознавать приложение среди других членов предложения, а также использовать знания о его строении, месте в предложении для правильного оформления приложений на письме.

Определение 1

Приложение выступает как разновидность определения, главная особенность которого заключается в том, что это определение выражено именем существительным с зависимыми словами или без.

Приложения конкретизируют содержание предложения, расширяя информационную базу сообщаемого, например: Лев Гумилев, известный историк, стал автором теории пассионарности. И. А. Крылов, создатель национальной русский басни, пробовал себя в драматургии и в журналистике.

Специфика приложений, которая заключается в морфологических средствах их выражения, выступает как фактор, который иногда затрудняет их опознание среди других второстепенных членов. Особенно это касается тех случаев, когда ученик имеет дело с одиночными приложениями: географическими названиями, а также названиями произведений искусства и печати. Очень часто такие приложения ошибочно относятся учащимися в разряд подлежащих: Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» поднимает проблему нигилизма как социально-философского явления. Река Волга является наиболее важной водной артерией центра России. При работе с такими предложениями необходимо акцентировать внимание учащихся на функции названий в предложении и их синтаксическом статусе.

«Система работы по изучению приложений в школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

При изучении приложений учащиеся сталкиваются с целым рядом трудностей, которые можно обобщить в виде следующего перечня учебных затруднений:

  1. Проблемы с разграничением приложения и других членов предложения (дополнений, подлежащего).
  2. Трудности в нахождении одиночного приложения и определении его раздельного или дефисного написания.
  3. Проблемы с постановкой знаков препинания при распространенных и одиночных приложениях, занимающих разные синтаксические позиции по отношению к определяемым словам.

Система работы по изучению приложений в школе

Для профилактики трудностей и предотвращения ошибок, связанных с употреблением приложений в речи, на уроках, посвященных их изучению, необходимо проводить комплексную работу, касающуюся всех сторон языкового явления:

  1. Знакомство с приложением целесообразно начинать с его сопоставления с определением и выявлением сходства и различия данных членов предложения для формирования системных представлений о приложении и его месте в структуре синтаксических конструкций.
  2. Особое внимание на этапе знакомства с приложением уделяется форме его выражения - характеру морфологической репрезентации приложения в отличие от определений.
  3. При расширении сведений о приложении формируется понятие распространенного приложения, раскрываются его особенности.
  4. Изучение одиночных приложений сопровождается актуализацией сопутствующих морфологических сведений об именах существительных собственных и нарицательных, поскольку этот фактор влияет на выбор дефисного или раздельного написания приложения с определяемым словом.
  5. При рассмотрении распространенных приложений учитель обращает внимание на два условия: частеречная принадлежность определяемого слова, а также место приложения в предложении по отношению к определяемому слову.

Методика работы с приложением включает разные типы заданий, направленных на развитие умений находить приложения в предложении, а также правильно оформлять их на письме:

  1. Чтение предложений, содержащих приложения разных типов, с комментированием, включающим нахождение приложения, определение способа его выражения, места в предложении и особенностей пунктуационного оформления.
  2. Работа с деформированным текстом - восстановление пропущенных и подходящих по смыслу приложений.
  3. Осложненное списывание с расстановкой необходимых знаков препинания, выбором раздельного или дефисного написания приложений.
  4. Запись предложений с приложениями под диктовку.
  5. Составление схем предложений с распространенными обособленными приложениями.
  6. Составление предложений с разными типами приложений по описанию или по предложенной схеме.
  7. Синтаксический разбор предложений с обособленными приложениями.
  8. Нахождение, анализ и исправление ошибок в предложениях с несогласованными приложениями.
  9. Языковое конструирование - составление и запись собственных предложений, содержащих разные типы приложений.
  10. Изложение текста с дополнительным грамматическим заданием, включающим введение в текст различных типов приложений и объяснение их написания.
  11. Написание небольших творческих работ с использованием заданных учителем критериев, включающих употребление приложений.

Все задания, направленные на работу с приложениями, нацелены на развитие навыков их использования в речи и помогают преодолеть учебные затруднения, возникающие при изучении приложений на уроках русского языка.

Дата последнего обновления статьи: 15.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot