Синтаксис в функционально-ономасиологическом аспекте
Функционально-ономасиологический аспект рассмотрения синтаксиса связан с изучением содержательных стороны синтаксических единиц и их функции в речи. Он относится к последнему этапу фразообразования, связанному с построением предложения.
Функционально-ономасиологический синтаксис выделяет в процесс фразообразования три периода, связанные с созданием и актуализацией синтаксически значимых структур.
Первая фаза называется грамматической и заключается в морфологизации членов предложения и создания его грамматической модели. Как известно, в центре предложения находится грамматическое «ядро» - подлежащее и сказуемое, причем подлежащее является ведущим в процессе морфологизации. Именно от подлежащего зависят другие члены предложения: сказуемое, а также определение. От сказуемого же зависят дополнение и обстоятельство.
Вторая фаза образования фразы связана с линеаризацией предложения, заключающейся в установлении порядка слов. Здесь большую роль играет как грамматический фактор, так и закономерности, связанные с актуальным членением предложения.
Функциональный подход к фразообразованию
Грамматический фактор предписывает предложению определенные правила словопорядка. Во многих языках они очень жесткие: это получило название закрепленного порядка слов. В русском языке порядок слов свободный, однако подлежащее, как правило, находится перед сказуемым, в то время как дополнение, относящееся к сказуемому, ставится после него. Менее определено место других второстепенных членов. Так, обстоятельство может размещаться как в начале предложения, так и после сказуемого: В парке на скамейке лежал забытый кем-то платок. – Мы гуляли в парке. Определение размещается перед подлежащим или дополнением: Интересный вопрос был задан сейчас лектору. – После прогулки мы сидели в беседке и пили душистый чай.
Другой фактор, влияющий на порядок слов, связан с действием актуального членения предложения. Иногда актуальное членение соответствует грамматическому: Мы готовим уроки. Бабушка печет ватрушки. Обычно такое совпадение наблюдается в том случае, если подлежащее обозначает тему, а сказуемое – рему высказывания.
Однако чаще наблюдается обратное: между актуальным членением предложения и его грамматическим членением есть различия, обусловленные коммуникативным намерением говорящего. Например: Пирожки печет бабушка (а пончики – мама). Уроки мы готовим (а не гуляем на улице).
Поскольку актуальное членение не всегда совпадает с грамматическим и зависит от разных факторов, существует несколько его теорий, которые освещают функциональную перспективу предложения.
Одна из наиболее распространенных – теория коммуникативного динамизма. Суть ее заключается в том, что члены предложения обладают разным уровнем коммуникативного динамизма. В большей степени он выражен у тех компонентов предложения, которые передают рему, в то время как компоненты, передающие тематическую информацию, имеют менее высокую степень коммуникативного динамизма. Основу проявления коммуникативного динамизма составляют представления о роли того или иного члена предложения в выражении информации, содержащейся в предложении. Так, подлежащее обычно обозначает предмет сообщения, который ассоциируется с ремой (то есть новой информацией). Сказуемое же обозначает какие-то действия или состояния, а также качества, связанные с предметом речи, поэтому является темой. Остальные компоненты занимают промежуточное положение между ремой и темой, передавая разные степени коммуникативной динамики.
Другая теория связана с контекстуальным критерием актуального членения предложения. Иначе ее называют теорией идентификации известной информации. С позиций этой теории текст делится на части, каждая из которых выражает либо известную информацию, либо новую, еще неизвестную слушателю. На практике в процессе развертывания речи граница между этими частями постоянно сдвигается: новое становится уже известным, что позволяет говорить об отсутствии резкого противопоставления темы и ремы в тексте. Например, рассмотрим два предложения: Мальчик поранился колючкой. Она зацепила его рубашку, порвав рукав и оцарапав руку. Очевидно, что в первом случае тематическим компонентом будет информация о мальчике, а рематическим – сообщение о его ране. Однако во втором компоненте тема и рема смешиваются: то, что в первом предложении было ремой, стало темой второго предложения.
Можно заметить, что актуальное членение предложения взаимосвязано с компонентным анализом его значения. Чтобы выявить сущность информации, представленной в каком-либо компоненте предложения, необходимо провести анализ значения.
Таким образом, изучение синтаксиса в функционально-ономасиологическом аспекте рассматривает синтаксические единицы в динамике, с позиции их образования и функционирования в речи. Выделяя в процессе создания предложения периоды фразообразования, функционально-ономасиологический подход описывает формирование предложения как последовательность стадий, связанных с процессами обретения грамматической структуры и формирования порядка слов, связанного с актуальным членением предложения.