Синхронное и асинхронное обучение русскому языку в цифровой дидактике
Цифровая дидактика как новая сфера педагогики, исследующая теорию и практику обучения в онлайн-среде, начала активно развиваться в конце XX века. В настоящее время цифровое образование является частью преподавания русского языка, поэтому преподаватели и методисты постоянно совершенствуют арсенал педагогических приемов и техник, помогающих успешно осуществлять обучение в дистанционном формате с помощью ресурсов Интернета.
Дистанционное обучение в онлайн-среде различается способами связи преподавателя и учеников в процессе учебного взаимодействия:
- Первый способ связи – опосредованная коммуникация в режиме реального времени, когда учитель и его ученики могут общаться, получая практически мгновенную обратную связь.
- Второй способ коммуникации – опосредованное во времени взаимодействие, при котором получение обратной связи отсрочено.
Первый тип коммуникации соответствует синхронному обучению, а второй – асинхронному. Их основные различия обусловлены следующими моментами:
- При синхронном обучении учебный процесс осуществляется по модели «преподаватель – ученик». Во время асинхронного обучения связь между преподавателем и учеником опосредована дидактическим материалом, который перерабатывает ученик по рекомендации, указанию учителя.
- Синхронное обучение организуется и направляется педагогом, который производит выбор форм, методов и приемов подачи и проверки знаний. При асинхронном подходе ученик самостоятельно выбирает способ усвоения материала, а также темп учебной деятельности.
- При синхронном обучении получение обратной связи возможно на занятии, в результате у преподавателя есть возможность отслеживать степень понимания материала, осуществляя текущий контроль, а у ученика – возможность получить консультацию, ответ на вопрос, если в содержании изучаемого материала ему что-либо непонятно. При асинхронном обучении обратная связь также возможна, но она отдалена во времени, поэтому у учителя нет возможности непосредственного контроля деятельности учеников на занятии, а у учеников отсутствует возможность получить необходимые пояснения по ходу выполнения заданий.
- Синхронный путь обучения предполагает высокую степень вовлеченности учеников в процесс усвоения новых знаний, особенно при использовании методов стимуляции внимания. Асинхронное обучение отличается меньшей вовлеченность учеников, их активностью и мотивацией к учению.
В преподавании русского языка вопрос об использовании асинхронного и синхронного обучения возник в период организации дистанционного обучения. В процессе апробации нового для российской школы формата онлайн-преподавания учителя столкнулись с трудностями, которые связаны с реализацией как синхронной, так и асинхронной модели. В частности, шел поиск методов активизации учебной деятельности при использовании дистанционного формата обучения, а также эффективных форм контроля и оценки знаний, умений и навыков.
Методика синхронного и асинхронного обучения русскому языку
При организации синхронного обучения русскому языку в дистанционном формате педагогами были опробованы следующие методы и приемы:
- Лекционный формат занятий в режиме видеоконференций. Лекции сопровождались формами получения обратной связи: вопросами, тестами на проверку усвоения материала, заданиями на составление конспектов.
- Уроки в формате вебинаров, организуемые через специальные сервисы. Вебинары предполагают комбинированное содержание: работа с теорией, закрепление ее на практике, контроль. Педагоги активно использовали такие формы практической деятельности, как индивидуальные задания на карточках, интерактивные диктанты, онлайн-тесты, мини-проекты, задания из электронных тетрадей и учебников.
- Онлайн-консультации (индивидуальные и групповые) для учеников, готовящихся к прохождению аттестации по русскому языку или не успевающих по предмету.
- Тренинги, на которых отрабатывались конкретные языковые и речевые умения (например, орфографические, пунктуационные, грамматические).
Для организации асинхронного обучения привлекались цифровые образовательные ресурсы Интернета:
- Портал «Российская электронная школа», содержащий записи видеоруков по русскому языку.
- Сервисы генерации онлайн-тестов, а также готовые интерактивные задания, размещенные на различных образовательных платформах («ЯКласс», «Учи.ру»).
- Образовательный видеоконтент различных сообществ, посвященных изучению русского языка и литературы.
- Электронные словари, справочники, энциклопедии.
Также педагоги привлекали собственные ресурсы, созданные с опорой на учебники, методические пособия, поурочные разработки:
- карточки для индивидуальной работы,
- тесты, задания для самостоятельной работы,
- кроссворды, ребусы, викторины,
- конспекты параграфов и статей учебника, памятки, схемы и таблицы с теоретическим материалом.
В практике преподавания в период дистанционного обучения асинхронный и синхронный способы обучения сочетались, что позволило повысить эффективность самостоятельной и коллективной работы и изучить новые возможности цифрового образования.