Самообразование студента в процессе изучения русского языка как иностранного
Языковое образование предстает как сложный процесс, который сочетает в себе целенаправленное обучение и самостоятельное освоение учебного материала в рамках самообразования. Это делает процесс усвоения языковых понятий и формирования коммуникативных навыков эффективным и позволяет осознанно подходить к развитию лингвистических и коммуникативно-речевых компетенций.
Самообразование студента в процессе изучения РКИ представляет собой комплекс целенаправленных учебных действий, которые предполагают самостоятельное освоение учебного материала и развитие коммуникативных навыков с помощью различных средств: чтения аутентичных текстов, просмотра художественных фильмов на русском языке, общения с носителями языка, приобщения к культуре и традициям русского народа.
Самообразование студента – комплексное понятие, которое включает несколько компонентов:
- Самообучение как процесс самостоятельного освоение материала, основанный на принципах самостоятельной организации и осуществления учебной деятельности.
- Саморазвитие как процесс, сопутствующий обучению и заключающийся в целенаправленном самостоятельном изменении интеллектуальной, волевой, эмоциональной сферы, повышения речевой культуры и коммуникативных компетенций.
- Самовоспитание как составляющая процессов обучения и развития, включающая формирование эмоционально-ценностного отношения к иностранному языку, культуре, традициям другого народа.
Роль самообразования в изучении РКИ заключается в следующем:
- Расширение лингвистического кругозора за счет пополнения багажа знаний дополнительными сведениями, не входящими в программу.
- Пополнение словарного запаса актуальной лексикой.
- Совершенствование речевого оформления высказывания.
- Повышение уровня речевой культуры.
- Развитие навыков самостоятельной работы с источниками.
- Углубление страноведческих сведений.
- Повышение качества знаний и умений.
В самообразовании студента-инофона можно выделить два аспекта учебной деятельности:
- Активное самообучение, которое осуществляется целенаправленно с помощью различных видов упражнений, направленных на развитие разных видов речевой деятельности.
- Целенаправленное усвоение языкового материала в свободной коммуникативной деятельности, например, при слушании музыки, просмотре фильмов, общении с языковыми партнерами - носителями языка.
Содержание, организация и трудности реализации самообразования студента-инофона
Самообразование студента-инофона обычно является частью процесса образования, то есть организуется и направляется педагогом. Но роль педагога в данном случае меняется: он выступает в качестве модератора, консультанта, языкового коуча, который оказывает необходимую методическую помощь учащимся, но не вмешивается в процесс обучения.
Самообразование студента, изучающего РКИ, осуществляется несколькими путями:
- Самостоятельные внеаудиторные занятия, направленные на освоение тем учебной программы, предназначенных для самостоятельного изучения.
- Систематическое чтение аутентичных текстов художественного, научно-популярного, публицистического характера.
- Просмотр фильмов, мультфильмов, видеороликов на языке оригинала с субтитрами и без них.
- Знакомство со специальной справочной литературой, в частности, со словарями, справочниками, энциклопедиями и проч.
- Самостоятельная научно-исследовательская и проектная деятельность студента, в ходе которой студент самостоятельно изучает литературу по выбранной теме, формулирует гипотезу, а также планирует исследовательскую часть, определяя методологию, направление анализа, содержание исследования, делает выводы по результатам проведения исследовательской работы.
- Разговорная практика, общение с носителями языка.
- Участие в языковых конкурсах, конференциях, круглых столах, а также иных формах активного приобщения к языку и культуре России.
- Знакомство с русским искусством и культурой и изучение их через призму языка (посещение экскурсий, спектаклей, выставок и проч.).
- Занятия с помощью специальных мобильных приложений и сайтов, лингводидактических тренажеров и обучающих программ.
Возможные трудности, с которыми сталкивается студент-инофон в самообразовании, заключаются в следующем:
- Отсутствие мотивации к самостоятельному изучению русского языка, низкий уровень познавательной активности.
- Отсутствие четкого и последовательного плана усвоения учебного материала.
- Неорганизованность, несформированность навыков самостоятельной работы.
- Ошибки в произношении, словоупотреблении, построении фраз и отсутствие их своевременной коррекции.
- Отсутствие реальной речевой практики в процессе самостоятельного обучения.
- Высокий уровень сложности аутентичного материала.
- Недостаточный языковой опыт и низкий уровень языковой подготовки, которые препятствуют дальнейшему прогрессу.
Таким образом, самообразование студента-инофона является важной частью языкового образования, но даже самостоятельные занятия требуют систематичности, регулярности, контроля и обратной связи.