Общая характеристика истории письменности
Письменность — это исторически сложившаяся для определенного языка система буквенных и графических символов, предназначенных для фиксации устной речи.
Историю возникновения и развития письма изучает палеография — историко-филологическая дисциплина, в центре внимания которой находятся вопросы, связанные с появлением письма, его становлением и эволюцией.
Выделяют несколько типов письменности, которые отражают характер изменения в способах передачи информации на бумаге:
- Рисуночное письмо — древнейший вид передачи информации. Данный тип письма также называют пиктографическим. В самом общем виде принцип данной системы письменности заключается в том, что основным графическим знаком здесь служит рисунок, схематически изображающий предмет или явление, который он обозначает. Это первичный и наиболее примитивный способ фиксации информации, мало пригодный для передачи сведений абстрактного характера или сохранения большого объема информации.
- Идеография — такой тип письма, который, как и пиктография, основан на использовании в качестве основного графического элемента некоего рисунка. Однако в отличие от пиктографии данный графический знак соотносится уже не с предметом, а с понятием или образом. Ярким примером подобного письма выступает иероглифическая письменность Египта, с помощью которой стало возможно передавать достаточно сложную информацию научного, религиозного, правового, административного характера и фиксировать значительный объём сведений.
- Силлабическое письмо в качестве базовой графической единицы берёт обозначение слога. Это более совершенный тип письма, значительно упрощающий графическую систему, уменьшающий количество используемых символов, при этом сохраняющий и ряд недостатков, к которым можно отнести запреты на сочетание определённых звуков в слоге, трудности в передаче с помощью такой письменности заимствованных слов.
- Алфавитный (звукобуквенный) тип позволяет передать ограниченный набор фонем (инвариантов звуков) с помощью графем. Данный принцип лежит в основе русской письменности.
Дискуссионным остаётся вопрос о наличии у славян аутентичной письменности дохристианского периода. В некоторых исторических источниках содержатся упоминания о существовании собственно славянского письма, однако до сих пор не обнаружены литературные памятники, созданные на основе этого типа письма.
Считается, что письменность на Руси возникла с принятием и распространением христианства в X в. В качестве основы была взята славянская азбука, созданная византийскими просветителями Кириллом и Мефодием на основе одного из диалектов древнеболгарского языка, который относился к южной славянской группе. Данная азбука получила название кириллицы, а сам тип письма стали именовать кириллическим. В несколько видоизменённом виде кириллическая письменность используется нами до сих пор. Известно о существовании и другой азбуки — глаголицы, которая исторически предшествовала кириллице и по начертанию была отчасти сходна с буквами греческого письма. В глаголице было тридцать восемь, а в кириллице сорок шесть букв, часть из которых обозначали специфические славянские звуки, а часть передавали греческие звукосочетания (например, «кси», «пси»). Буквы также имели числовое значение и со специальными пометами использовались в качестве цифр.
Русское письмо и его эволюция
В истории русского письма выделяют несколько периодов:
- Возникновение письменности в X в.
- Период древнерусской письменности в промежутке от XI в. до XVII в., в течение которого использовались три типа начертания: 1) устав — крупный строгий шрифт с раздельным написанием каждой графемы; 2) полуустав — более беглое письмо, сохраняющее черты устава; 3) скоропись — быстрый тип письма, в котором используется принцип соединения букв. Также в XIV-XVII вв. используется такой тип почерка, как вязь — декоративное начертание, в котором буквы, соединяясь друг с другом, образуют орнамент.
- Гражданский шрифт, возникновение которого связано с реформой азбуки 1710 года, проведённой Петром I. Целью данного преобразования было упрощение начертания букв для удобства книгопечатания. Новый тип шрифта позволил в короткие сроки выпустить большое количество светских изданий (научно-технических, официальных, художественных, периодических). Также из азбуки были исключены те графемы, которые не имели реального фонетического соответствия в русском языке (например, «юс малый», «юс большой», «кси», «пси»). В период с XVIII в. по XIX в. в русской азбуке появляются новые графемы: буква Й (предложена Академией наук), буква Ё (введена Н.М. Карамзиным). Буква «ять», обозначавшая дифтонг [иэ], сохранялась по традиции, так как к этому периоду в живом языке дифтонг совпал со звуком [э], сохранившись как реликт в некоторых диалектах.
- Реформа 1918 г. стала знаковой для русской азбуки, поскольку привела к появлению современного алфавита. Преобразования затронули не только графическую систему, но и орфографию. Содержание реформы заключалось в ряде изменений. В частности, решено было отказаться от части архаичных букв, сохранявшихся в азбуке по традиции: «ять», «фита», «и десятеричное» были исключены и заменены буквами Е, Ф, И. Также решено было отказаться от графемы «ер» (Ъ) на конце слов после согласных. Написание приставок на з-/с- стало подчиняться фонетическому принципу, а в окончаниях прилагательных -аго/-яго заменились на -ого-/-его. Первое время борьба с употреблением Ъ на конце слов привела к тому, что из печатных шрифтов была изъята клавиша с данной буквой. В результате те слова, в которых Ъ находится в середине, писались с апострофом: раз'ём, под'езд. В дальнейшем буква была возвращена в типографские шрифты.
У реформы были как положительные, так и отрицательные последствия. Несомненным плюсом стало упрощение графической и орфографической систем, приближение их к реальному состоянию современной русской фонетики. К минусам можно отнести неразрешённость ряда проблем правописания. Например, графическое обозначение гласных после шипящих и Ч, для которого сейчас существует особое орфографическое правило (с точки зрения фонетики гласные звуки после [ч'] и [щ'] в словах «бочок», «чащоба» и «сгущёнка», «чечётка» идентичны, но отражаются на письме разными буквами, хотя и Ч, и Щ обозначают всегда мягкие согласные, следовательно, после них не должны употребляться гласные, указывающие на мягкость предшествующего согласного).
Русское письмо за многовековую историю своего развития претерпело значительные изменения в составе букв и их начертании и адаптировалось под нужды типографской и рукописной практики.