Роль внеаудиторной работы в процессе иноязычной подготовки будущих специалистов
Успешность изучения русского языка как иностранного в высшем учебном заведении обусловлена рядом факторов, в которых развитие мотивации студентов-инофонов играет одну из главных ролей. В процессе обучения преподаватель всегда стремится к развитию внутренней системы мотивов к учению, которые постоянны и не зависят от внешних стимулов, однако и внешнее стимулирование учебной деятельности чрезвычайно важно в процессе освоения языка, особенно на начальных его этапах.
В развитии мотивации методисты отмечают как одну из ключевых проблем формирование активности и самостоятельности при работе с языковым материалом. Это требует высокого уровня сознательности, а также правильных форм организации внеаудиторной работы.
Внеаудиторная работа студента-инофона по РКИ представляет собой инициированное преподавателем самостоятельное изучение учебного материала с целью повышения лингвистических и коммуникативных компетенций.
Внеаудиторная работа студентов в области РКИ выполняет следующие функции:
- Стимулирует развитие познавательного интереса и системы мотивов, обусловливающих успешность в изучении языка.
- Расширяет языковые навыки, обогащает словарный запас и совершенствует грамматический строй речи.
- Способствует развитию языковой базы для последующего совершенствования коммуникативно-речевых навыков, необходимых для профессионального общения.
- Развивает интерес к изучению русской культуры, традиций, обычаев, способствует формированию страноведческой компетенции.
Особенно важна внеаудиторная работа для будущих специалистов, поскольку коммуникация станет частью их профессиональной деятельности, следовательно, вопросы изучения русского языка имеют не только познавательный, но и практический интерес.
Внеаудиторная работа:
- позволяет расширить словарный запас за счет новой лексики, а также пополнения синонимических рядов;
- совершенствует навыки работы с информационными источниками на русском языке, способствуя развитию разных видов чтения: поискового, просмотрового, ознакомительного, смыслового;
- помогает развить и другие виды речевой деятельности, в частности, слушание и письмо;
- приучает к работе со справочным и словарным материалом;
- способствует формированию грамматических умений за счет тренировки, выполнения упражнений.
Направления и формы реализации внеаудиторной работы в ходе изучения РКИ
Помимо самостоятельной работы студентов-инофонов, практикуемой как форма внеаудиторной занятости, также используются и другие направления деятельности:
- Организация кружковой или клубной работы на базе кафедры или факультета.
- Проведение культурно-просветительских мероприятий, вовлекающих студентов в жизнь высшего учебного заведения и культурно-досуговых учреждений города (например, литературно-музыкальных вечеров, экскурсий).
- Организация конференций, круглых столов, посвященных проблемам изучения РКИ.
- Различные формы творческой деятельности коммуникативной направленности (организация радиоточки, ведение блога или подкаста, участие в театральных постановках и концертах и проч.).
Из перечисленных форм работы наибольшей популярностью пользуется клубно-кружковая работа, которая представляет собой добровольное объединение на регулярной основе с целью совместной деятельности в интересующей всех его членов области.
Обычно языковые клубы формируются с целью дополнительного изучения иностранного языка, расширения лингвистического кругозора и погружения в социокультурную среду страны, язык которой осваивается. Особенностью клуба по изучению РКИ является то, что он состоит из студентво-инофонов, изучающих русский язык и культуру. В состав клуба также могут входить русскоязычные студенты (в том числе и филологи), которые организуют клубную работу, включающую следующие мероприятия:
- Обсуждение прочитанных книг, журналов, рецензий.
- Совместный просмотр и последующее обсуждение фильмов.
- Организация встреч с интересными людьми (преподавателями, учеными, писателями, общественными деятелями).
- Проведение литературно-музыкальных вечеров.
- Организация мастер-классов, тематических встреч, выставок и проч.
В процессе организации культурно-просветительской работы активно используется потенциал культурных учреждений города: музеев, выставочных залов, библиотек, кинотеатров. Посещение отрытых мероприятий вне стен вуза в дальнейшем сопровождается коммуникативной практикой. Студенты получают задание написать рецензию на спектакль или фильм, составить отзыв для «Книги отзывов» музея или галереи, создать заметку в студенческую газету о посещении мероприятия.
Организация студенческих конференций выступает одной из наиболее сложных и трудоемких частей внеаудиторной работы, так как требует длительной и серьезной подготовки со стороны преподавателей и самих студентов, проведение исследовательских работ, выполнение проектов, их оформление и презентацию.
Перспективными формами работы в рамках внеаудиторной занятости выступают различные творческие форматы активности. Как правило, студентам близки формату блога, подкаста, канала в социальной сети, поэтому они с охотой выполняют такие задания, одновременно практикуя свои коммуникативно-речевые навыки.
Внеаудиторная работа в процессе иноязычной подготовки будущих специалистов занимает большое место в процессе обучения РКИ в вузе, помогая студентам быстрее пройти процесс языковой и социокультуной адаптации и освоить необходимые для профессиональной деятельности коммуникативные навыки.