Роль родного языка в жизни человека
Родной язык – это понятие, которое используется в двух аспектах:
- Правовом.
- Методическом.
В первом случае акцент делается на предоставление государством каждому индивиду возможностей свободного использования, изучении и сохранения своего языкового наследия. Во втором – родной язык рассматривается как предмет изучения, следовательно, внимание сосредоточено на наиболее эффективных технологиях и приемах его усвоения.
Значимость родного языка в жизни любого индивида велика, поскольку он выполняет следующие функции:
- выступает средством познания мира, способствуя формированию словесно-логического мышления и языковой картины реальности;
- способствует развитию высших психических функций, опосредованных речью, а именно: словесно-речевой памяти, мышления, произвольного внимания, воображения;
- выступает основой коммуникации, позволяя индивиду общаться на личные и профессиональные темы;
- интегрирует человека в социум, приобщая его к ценностям и традициям, воплощенным в концептах, языковых образах и представлениях;
- помогает овладеть профессией, освоить совместную трудовую деятельность;
- является залогом успешного обучения и развития, усвоения новых знаний и расширения кругозора.
Родной язык усваивается человеком стихийно, по подражанию речевому окружению сопровождает его на протяжении всей жизни. Наиболее благоприятным периодом для освоения родного языка считается возраст до 3-5 лет. В дальнейшем, если упущены благоприятные периоды речевого развития, восстановить речевые функции и обучить индивида свободно пользоваться языком бывает трудно или невозможно.
Общественная и государственная функции родного языка
Родной язык не просто опосредует развитие языковой личности индивида. Он выполняет и важные общественные функции:
- является средством межличностного общения, консолидируя представителей одного народа, одной нации. когда родной язык большинства становится государственным (в случае с русским языком), он также начинает обеспечивать сферу официальной коммуникации, науки, образования;
- выступает как мощный фактор социализации, помогая индивидам усвоить принятые в обществе нормы, ценности, традиции;
- аккумулирует историческую память народа, его культурные и национальные ценности, сохраняя их для передачи последующим поколениям;
- выступает регулятором общественных отношений, формирует общественный речевой идеал, на который ориентируется большинство носителей языка;
- выполняет образовательную функцию, поскольку через родной язык усваивается принятая в обществе научная картина мира;
- влияет на формирование общественного сознания, базовой языковой картины мира социума.
Государственная роль родного языка заключается в том, что он является средством общения между представителями нации (народа), помогает обучаться и интегрироваться в социум.
Проблемы в обучении родному языку
Общество сталкивается с трудностями, которые возникают при обучении родному языку. Они обусловлены следующими причинами:
- Лингвистическими: объективная сложность языкового материала, многообразие норм и правил, подлежащих усвоению.
- Методическими: несовершенство существующих методов и приемов обучения, глубокое расхождение теоретической и практической подготовки, необходимость изучать обширные сведения в сжатые сроки.
- Психологическими: отсутствие мотивации к изучению языка, низкий уровень познавательного интереса, его неустойчивость, зависимость от развлекательного характера материала, степени его занимательности, которые не всегда сочетаются с практической значимостью.
Остро в обществе стоит проблема сохранения чистоты языка и поддержания высокого уровня речевой культуры, что неизбежно сказывается и на языковом образовании. Повышенное внимание к вопросам усвоения нормы приводит к «перекосу» в сторону теоретического обучения, в то время как современные условия коммуникации требуют развития практических навыков использования языка.
Перед языковым образованием стоит задача сделать обучение родному языку более практико-ориентированным, нацеленным на развитие коммуникативных навыков и речевых компетенций, необходимых будущему специалисту. Поскольку мы живем в информационном обществе, где главным умением становится навык использования полученных теоретических знаний в процессе общения.
У представителей малых народов проблемы в обучении родному языку связаны с отсутствием необходимой методической базы, подготовленных кадров, регулярной речевой практики. Хотя родной язык является необходимым фактором сохранения национальной самобытности, культурного наследия и истории народа.