Роль «ников» в Интернете
Появление новой формы коммуникации – виртуальной – ознаменовало и возникновение новых способов презентации коммуникантов в общении. Оно включает техническую составляющую (идентификацию пользователя в сети) и лингвистическую (способы номинации пользователя). Лингвистический аспект этой проблемы связан с исследованием особых способов репрезентации личности пользователя в Интернет-коммуникации – никнеймов, которые представляют собой номинации пользователей, лежат в основе феномена «виртуальной личности» и способствуют возникновению пресуппозитивного фона для других пользователей.
Никнейм представляет собой особый тип номинации, который выбирается пользователем в качестве идентификационного наименования, не соотносящегося с его реальным именем.
Для никнеймов характерны следующие особенности:
- Анонимность: никнейм функционирует в качестве псевдонима, позволяя индивиду полностью «пересоздать» свою личность в виртуальном пространстве.
- Свобода самопрезентации: никнейм выбирается пользователем самостоятельно с учетом его предпочтений.
- Креативность: индивид стремиться выбрать имя, отличающееся уникальностью, подчеркивающее его вкусы, взгляды, особенности личности.
- Разнообразие способов языкового оформления номинации.
- Изменчивость: никнейм, в отличие от реального имени, не выбирается раз и навсегда, пользователь может изменить его в любой момент или вовсе отказаться от его использования.
Функции никнеймов в виртуальной коммуникации различны:
- Служат средством идентификации пользователя.
- Являются необходимым компонентов феномена виртуальной личности, формируя образ пользователя в Сети.
- Выступают как средство самооценки и самохарактеристики человека.
- Являются средством выражения языковой игры, иронии, насмешки.
Особенности никнеймов в разных сферах виртуального общения
Никнеймы, используемые в разных сферах виртуального общения, могут быть различными. Например, в социальных сетях индивид стремится быть опознанным (родственниками, друзьями), поэтому здесь чаще всего в качестве никнейма выступает имя и фамилия или различные акронимы, образованные сочетанием фамилии и имени.
Идентификатор электронной почты должен быть простым, поэтому здесь используются либо акронимы в сочетании с комбинацией цифр, обозначающих дату рождения, время появления почтового ящика, либо более короткие номинации, удобные для введения и запоминания.
В различных мессенджерах и сообществах используются те никнеймы, которые отличают индивида как приверженца определенной тематической группы. Так, члены спортивных сообществ нередко выбирают псевдонимы – имена или прозвища любимых спортсменов или какие-либо номинации, соотносящиеся с темой сообщества (например, «Физрук», «Тренер»).
Никнеймы, используемые на игровых площадках, характеризуются наиболее сложным строением и коммуникативным замыслом. В отличие от номинаций в тематических группах эти никнеймы не используются для репрезентации интересов участника игрового коммьюнити. Скорее всего, они используются для придания игре особой атмосферы или подчеркивания статуса игрока в сообществе.
В настоящее время в связи с широким распространением английского языка пользователи используются символы латинского алфавита для создания никнеймов, сочетают средства графики разных алфавитов, экспериментируют с формой никнейма. Кроме этого, таких «экспериментам» на уровне формы есть и еще одно объяснение: пользователь стремится избежать омонимии, совпадения своего никнейма с именами других участников виртуальной коммуникации, поэтому максимально индивидуализирует форму своего никнейма.
Типологические особенности никнеймов
В зависимости от способа номинации никнеймы можно классифицировать на несколько групп:
- Прямые номинации, включающие имя, фамилию пользователя.
- Никнеймы-аббревиатуры: это акронимы, состоящие из начальных букв (или слогов) имен, фамилий (иногда с добавлением значимых цифровых символов), также это могут быть аббревиатуры, в которых зашифрованы какие-либо значимые для пользователя девизы, слова и так далее.
- Метафорические никнеймы, в основе которых лежит образное определение личности пользователя (например, «Smartwoman», «Ангел Света» и так далее).
- Никнеймы-самохарактеристики: «Иксперт», «Училка», «Мама в декрете», «Целую» и др.
С точки зрения способа репрезентации номинации никнеймы можно подразделить на однокомпонентные (состоят из одного слова) и многокомпонентные (как правило, представляют собой словосочетания).
Языковое оформление никнеймов также различно. Они могут состоять только из буквенных символов, а также из сочетания буквенных и небуквенных символов (цифр, значков, эмотиконов). Частеречная принадлежность также разнообразна:
- Именные никнеймы: «Крокодил», «Вася Вася», «Герцог», «Кабачок», «Иришка» и др.
- Никнеймы-атрибутивы: «Ужасный», «Звездная М.», «Любимая555».
- Глагольные никнеймы: «Ухожу», «Мечтаю», «Заколебали!»
Разнообразие никнеймов и способов их речевого оформления – характерный признак виртуальной коммуникации, проявление свободы и игровой природы общения в Сети.