Роль ГИА по русскому языку в развитии языковой личности выпускника
Государственная итоговая аттестация (ГИА) по русскому языку является не только формой контроля уровня языкового обучения, но и средством, которое позволяет воздействовать на развитие языковой личности выпускника. Происходит это благодаря системному характеру организации экзамена, который позволяет проверить развитие всех сторон речевой деятельности, а также оценить уровень речевой культуры выпускника.
Языковая личность выпускника – сложный феномен, который базируется на представлении о наличии специфических лингвистических способностей и приобретенных навыков, которые определяют характер индивидуальной речевой деятельности.
Иными словами, языковая личность представляет собой конкретный способ использования языковых компетенций в собственной коммуникативно-речевой деятельности. Языковая личность школьника является очень динамичным образованием, которое формируется и постоянно совершенствуется в процессе получения новых знаний и овладения новыми способами деятельности. В процессе подготовки к государственной аттестации по русскому языку языковые компетенции выпускника также подвергаются трансформации за счет углубления и систематизации знаний и умений.
Основные языковые компетенции, на развитие и оценку которых нацелен экзамен по русскому языку, состоят в следующем:
- Навыки комплексного анализа текста с определением его тематики, проблематики, стиля, особенностей композиции, средств выражения авторской позиции, речевого оформления.
- Умение использовать знания в области речевой культуры и литературной нормы для выбора правильного варианта произношения, словоупотребления, написания слова.
- Навыки грамматически правильного построения предложений с учетом синтаксических норм языка.
- Навыки пунктуационного оформления предложения на письме.
- Умения правильно образовывать формы слов, опираясь на их морфологические признаки и знание норм формообразования и словоизменения.
- Навыки лексико-фразеологического анализа текста, определения значения слова в контексте.
- Умение оценивать содержание текста, определять его функционально-смысловой тип.
Как видно из приведенного перечня языковых умений и навыков, содержание экзамена требует от выпускника достаточно широкого круга навыков, которые лежат в основе параметров языковой личности. Для уяснения взаимосвязи между структурой языковой личности и развитием ее под влиянием подготовки к ГИА, необходимо обратиться к рассмотрению уровней функционирования языковой личности в речевой деятельности.
Соотношение содержания экзаменационной работы и структурных компонентов языковой личности выпускника
Языковая личность выпускника реализуется на нескольких уровнях:
- Языковой уровень представляет собой систему теоретических сведений, которыми обладает выпускник в результате освоения курса русского языка в школе. Сюда можно отнести сведения, касающиеся речевой культуры, норм устной и письменной речи, теории текста и проч.
- Речевой уровень связан с развитием навыков речевой деятельности, то есть способностью воспринимать тексты, понимать их содержание, извлекать необходимую информацию, продуцировать собственные речевые произведения по заданным критериям, грамотно использовать весь арсенал лингвистических единиц при создании речевых высказываний.
- Коммуникативно-прагматический уровень связан с навыками применения языковых и речевых умений в процессе общения. Это выражается в учете требований коммуникативной ситуации, соблюдении норм определенной сферы общения, качестве речи, необходимой для осуществления эффективного общения.
Данные аспекты языковой личности представлены в структуре навыков и умений, которые требуются от выпускника, приступающего к государственной итоговой аттестации по русскому языку. В частности, распределение содержания заданий по уровням компетенций языковой личности происходит следующим образом:
- Блок тестовых заданий направлен на проверку языкового уровня развития, степени владения нормами языка.
- Задание творческого характера (написание сочинения по предложенному тексту) ориентирует выпускника на демонстрацию речевых и коммуникативно-прагматических компетенций в рамках предложенного формата создания речевого произведения определенной структуры и тематики.
Таким образом, логика заданий экзаменационной работы предполагает движение от базового уровня развития языковой личности к наиболее высокому (продвинутому) уровню владения языком в плане реализации свободной коммуникативно-речевой деятельности.
Знание о структуре экзаменационной работы и ее роли в развитии языковой личности необходимы педагогу для построения траектории индивидуального речевого развития учащегося. Понимание сущности и роли экзаменационных заданий в развитии языковых и речевых компетенций помогает избежать механического «натаскивания» на выполнение заданий и развивает осознанный подход к формированию и развитию языковой личности выпускника.