Роды и виды ораторской речи
Ораторская речь является предметом риторики. В самом общем смысле под риторикой понимается искусство создания и произнесения публичных речей, ораторское мастерство.
Риторическое искусство зародилось в античности как часть общественно-политического красноречия. Приёмы риторики являлись частью обязательного образования, в том числе и философского. В Средневековье риторика была востребована в церковной практике как искусство произнесения проповедей и воздействия на паству. В Новое время ораторское искусство становится более прикладным, начиная обслуживать сферу торговых и экономических отношений, политику, право и науку.
В центре внимания риторики также находятся вопросы классификации публичных высказываний, обслуживающих разные сферы коммуникации:
- Роды ораторской речи — крупные разновидности речевой практики, обслуживающие определённую сферу общественной жизни: политику и право, экономику, науку и образование, религию.
- Виды ораторской речи — выделяемые внутри каждого рода красноречия жанры (например, проповедь в церковно-богословском, лекция в академическом).
Рассмотрим более подробно роды и виды красноречия:
- Политическое и социально-политическое красноречие – его цель заключается в воздействии на общество, формировании общественного мнения и побуждении к принятию политических решений. Виды речевых произведений, которые характерны для данной сферы коммуникации: выступления представителей власти на общественно-значимые темы, публичные доклады власти и политических партий на съездах, собраниях, форумах и конференциях, речи дипломатов во время переговоров, выступления политиков в парламенте, на митингах, политическая агитация во время выборов (беседы на встречах с избирателями, предвыборные речи, дебаты).
- Судебное красноречие функционирует в сфере гражданско-правовых отношений и направлено на убеждение адресата (судьи и присяжные) в определённой позиции по рассматриваемому делу. Наиболее значимыми видами речей здесь являются речь стороны обвинения и речь защиты (адвокатская речь). Блестящие образцы судебного красноречия представлены в выступлениях адвокатов XIX в. — А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако.
- Торгово-экономическое красноречие получило большое развитие со становлением капиталистических отношений и рыночной экономики. Самым востребованным видом таких речевых произведений является реклама, цель которой — сообщить о продукте и услуге потенциальному покупателю /потребителю и побудить его приобрести товар. К менее распространённым видам торгово-экономического красноречия можно отнести производственные речи, произносимые перед представителями коллективов предприятий, деловые переговоры, презентации продуктов или бизнес-идей.
- Академическое красноречие функционирует в научно-образовательном дискурсе. Цель его — формирование научного мировоззрения путём изложения проверенных экспериментально теорий и фактов, передача научного опыта при обучении. Сюда относятся следующие жанровые разновидности: научная лекция, научный доклад, научая полемика, беседа за круглым столом в ходе научно-практических конференций и семинаров.
- Церковное красноречие (гомилетика), или искусство церковной проповеди, сохраняется в данный момент в сфере религиозных отношений и включает как проповеди, произнесённые в храме, так и пастырские беседы, круглые столы представителей духовенства.
- Социально-бытовой род красноречия связан с применением риторического мастерства в сфере ритуальных форм взаимодействия (праздники, юбилеи, дни рождения, заключение брака, похороны и проч.). Цель этого рода красноречия — выражение эмоций, переживаний по поводу случившихся событий. Жанровые разновидности: тост / застольная речь, поздравления, здравицы, приветственные и хвалебные речи / панегирики, надгробная речь.
Структура ораторской речи
Традиционно выделяется пять разделов риторики, соответствующих этапам подготовки высказывания: инвенция, диспозиция, элокуция, мемория и акция, то есть изобретение, композиционное построение, выбор формы речи, запоминание и произнесение.
Структура ораторского выступления включает все эти разделы.
На этапе инвенции происходит выбор темы высказывания, отвечающей требованиям актуальности, полезности, новизны, значимости для аудитории. Оратор знакомится с разными аспектами выбранной темы для глубокого проникновения в предмет речи.
На этапе диспозиции отобранный материал структурируется в соответствии с законами логики и языковой композиции. Композиция ораторской речи включает вступление, основную часть и заключение.
Во вступлении оратор кратко знакомит слушателей с темой своей речи, создаёт благоприятный эмоционально-психологический настрой, мотивирует к восприятию информации.
Основная часть, как правило, строится, как совокупность тезисов, обоснованных соответствующими аргументами. Допустимы следующие схемы развёртывания содержания речи в основной части:
- Индуктивная — изложение материала, в ходе которого из рассмотрения частных примеров выводится обобщение.
- Дедуктивная — обратное по сравнению с индуктивной схема, изложение от общих посылок к более частным, конкретным.
- По аналогии, когда в основе изложения лежит приём аналогии, сравнения и сопоставления в чем-то сходных явлений, ситуаций.
- Ступенчатая — последовательное изложение фактов.
Аргументируя свою точку зрения, необходимо использовать только те доказательства, которые отличаются логической непротиворечивостью, фактической достоверностью, практической обоснованностью и соответствуют нормам этики и морали.
Нельзя подменять аргументацию ссылками на авторитеты (например: Вы не правы, поскольку ваша точка зрения не совпадает с позицией И. Канта), апелляцией к чувствам и здравому смыслу (Посмотрите на подсудимого: разве такой милый человек мог совершить преступление?), критикой личности оппонента (Вы ошибаетесь, поскольку ничего другого от такого невежественного человека, как вы, и не ожидаешь).
Завершается выступление заключением, в котором подводится итог всей речи, даются рекомендации слушателям или сообщается иная информация, полезная для аудитории.
На этапе элокуции оратор отбирает для своей речи соответствующие условиям общения речевые средства, руководствуясь нормами языка и этики, требованиями стилистики.
Далее речь заучивается наизусть, а затем произносится перед публикой с учётом всех экстралингвистических факторов (голосовые данные оратора, количество слушателей, особенности обстановки и проч.).
Роды и виды ораторской речи определяются коммуникативными потребностями общества, а структура ораторской речи отражает логику движения мысли оратора и ориентирована на достижение максимального эффекта от коммуникации.