Риторический идеал в структуре коммуникации
Социальная коммуникация способствует появлению совокупности закономерностей, касающихся речи и речевого поведения. Одни способы взаимодействия признаются желательными и даже образцовыми, а другие, наоборот, исключаются из коммуникативной практики. Всё, что признается совершенным, достойным подражания, образцовым с языковой точки зрения, входит в понятие риторического (речевого) идеала.
Риторический идеал – это сложившаяся в ходе развития социума модель речевого поведения, включающая требования к речевому высказыванию и его качественным коммуникативным характеристикам.
Риторический идеал предполагает наличие следующих им компонентов:
- Историзм: для каждого времени существует своя образцовая речевая модель, которая разительно отличается от моделей других эпох. Например, речевой идеал средневековой риторики разительно отличается от гуманистического.
- Культуроцентричность как отражение в речи особенностей культурной жизни всего социума или отдельных его слоёв. Идеал риторики софистов, например, основан на манипулятивных техниках, отказе от абсолютного знания и истины, увлечении внешними приемами ораторского мастерства. Другой тип - риторика Сократа, онтологическая по своей сути, основанная на свободном поиске истины в диалоге с собеседником.
- Общественный характер: любой риторический идеал формируется в конкретном социуме, следовательно, признается большинством его членов как наиболее совершенный и приемлемый.
Происхождение и типология риторического идеала
Вопрос о возникновении риторического идеала заставляет обратиться к тем источникам, из которых он формируется. Как правило, это конкретные нормы, правила, касающиеся собственно языковой сферы, а также нравственно-этической и эстетической.
Лингвистической основой риторического образца становится та речевая модель, которая соответствует критериям правильности и отличается точностью, богатством, выразительными возможностями, уместным словоупотребление, непротиворечивостью и доступностью. Здесь представление о речевом идеале сближается с предметом культуры речи, однако первое понятие имеет более частный характер и отражает те нормы, которые составляют основу речевой культуры.
Другим источником речевого идеала становится нравственно-этическая сфера. Сюда можно отнести речевой этикет, традиции коммуникации, принятые в данном социуме, а также ценностные установки оратора, принципы его отношения к собеседнику и общению в целом. В современном мире основой коммуникативной этики признаются гуманистические ценности: уважение к личности собеседника, стремление понять и принять его точку зрения, умение находить компромисс, избегать конфликтного общения. Однако не всегда подобные установки доминировали в общении. Черты авторитарности или манипуляции присущи многим риторическим идеалам прошлого (от риторики софистов и Макиавелли до официальной пропаганды Третьего Рейха).
Эстетическая составляющая риторического идеала включает представления о красоте речи, техничности оратора, уровне его мастерства и владения языком, способных вызвать у аудитории эстетические переживания.
Типологию риторического идеала можно построить по разным основаниям:
- Исторический критерий позволяет говорить о последовательно сменявшихся речевых идеалах античности, средневековой Европы, Древней Руси, Нового и Новейшего времени.
- С точки зрения ценностного компонента коммуникации можно говорить о существовании диалогических и монологических риторических идеалов. С первыми связаны представления о значимости личности собеседника, признании его высшей ценностью, а со вторыми - смещение ценностного акцента с собеседника на самого говорящего или пишущего, который заботится не о собеседнике, а о собственном самовыражении, ораторской технике, стратегиях манипуляции и проч.
- Применительно к позиции собеседников в коммуникации, их иерархии выделяют демократический и авторитарный речевой идеал. Они противопоставлены по принципу наличия или отсутствия равных, партнёрских отношений между собеседниками или оратором и публикой.
- По способу достижения результата общения выделяется гармонизирующая и агональная риторика. Для риторики гармонизации характерно стремление к достижению совместного результата, удовлетворяющего обоих собеседников, сглаживание противоречий и конфликтов. Воинствующая риторика основана на противостоянии, конфликте, борьбе, которые не всегда носят деструктивный характер (например, предвыборная риторика).
- По отношению к содержанию общения риторический идеал можно подразделить на онтологический и релятивистский. Первый направлен на поиск истины, которая признается наивысшей ценностью в содержании общения. Второй вариант признает истину относительной и в принципе недостижимой.
Риторический идеал отечественной культуры всегда тяготел к традициям гуманистической, гармонизирующая риторики. Высокая эмпатия, чувство такта, природная деликатность - черты, присущие русскому риторическому идеалу. Рост общественного напряжения в разные периоды истории подавлял эти черты, выдвигая на первый план иные ориентиры, однако в целом общественные ожидания относительно образцовой модели речевого поведения восходят именно к такому типу.